Вид развода или необходимость? Надо ли удалять катализатор в автомобиле — Ответ опытного автомеханика

Каталитический нейтрализатор, или, как его прозвали автовладельцы, катализатор – это устройство в системе выпуска отработанных газов. Он устанавливается на современных автомобилях и предназначается для очистки выхлопных газов от вредных примесей. Другими словами, это устройство делает газы нейтральными, безвредными. Ниже рассмотрим, насколько целесообразен нейтрализатор в автомобиле, и можно ли без него обойтись.

Описание каталитического нейтрализатора

Катализатор представляет собой цилиндрическое расширение на выхлопной трубе.

Он состоит из впускной и выпускной воронок, соединенных между собой металлическим корпусом (монтажным матом), внутри которого встроен керамический монолитный блок, имеющий пористую структуру. Керамический блок покрыт напылением из дорогостоящих металлов (платины, палладия и родия), которые провоцируют возникновение химических реакций в отработанных газах:

· углеводороды преобразуются в воду;

· ядовитый монооксид углерода, присоединяя атом кислорода, превращается в безобидный углекислый газ;

· Под действием родия оксиды азота превращаются в обычный азот, молекулы которого всегда присутствуют в воздухе.

Вся эта «химическая лаборатория» заключена в прочный металлический корпус.

Обратите внимание, что благородные металлы, содержащиеся в катализаторе, привлекают внимание сборщиков цветных металлов. Не секрет, что ради этих металлов катализаторы срезаются с автомобилей даже мастерами автосервисов.

Автовладельцы забирают машины из ремонта, не подозревая о хищении, потому что вместо дорогостоящего узла мастера приваривают обманки, по форме похожие на нейтрализатор. «Воришки» не испытывают ни чувства вины перед автовладельцем, ни угрызений совести, тем более что российское законодательство не запрещает ездить без защищающего экологию, устройства.

Надо ли удалять катализатор из выхлопной системы

Такой вопрос периодически встает перед автовладельцами. Ответ будет зависеть от ряда обстоятельств. Рассмотрим каждое из них.

Катализатор желательно снять, если это корейская модель. У автомобилей из Кореи этот узел весьма капризный. В нем быстро начинает разрушаться и сыпаться керамический пористый блок, что приводит к проблемам с двигателем. Конечно, от такого устройства пользы мало, и его целесообразно снять.

Если предполагается тюнинговать двигатель с увеличением мощности, то катализатор будет мешать, и вот почему. На выходе газов из корпуса нейтрализатора установлена перегородка в виде сот, которые также удерживают выход продуктов горения и рассчитаны на заданное давление. При увеличении мощности двигателя расход топлива возрастет, соответственно увеличится выход выхлопных газов. А сетка из сот на повышенную нагрузку не рассчитана. Она выверена четко под нагрузку установленного двигателя и под расчетный расход горючего. В результате мощность движка будет падать. В то же время увеличивается прохождение выхлопных газов, возрастает их температура, что может привести к разрушению катализатора, рассчитанного рассчитан на температуру 1200 С. В нормальных условиях, при сбалансированной работе двигателя температура в выхлопной трубе достигает 800 С.

Не следует трогать каталитический нейтрализатор, если:

· автомобиль новый, или относительно новый;

· двигатель работает исправно;

· перерасхода топлива не наблюдается;

· турбина не заливает маслом впуск;

Это значит, что устройство исправно выполняет свою задачу, а ездить в автомобиле, где не воняет парами выхлопных газов, намного приятнее. Удаляя катализатор, автовладелец обманывает самого себя. Дело в том, что перед катализатором и после него устанавливаются датчики кислорода, так называемые, Лямбда-зонды, которые измеряют прохождение выхлопных газов, их давление, температуру, и передают информацию в блок управления автомобиля.

На снимке: лямбда-зонд.

Полученная ЭБУ информация передается на двигатель, где формируется топливно-воздушная смесь. Блок управления уже настроен на выход газов с учетом прохождения через катализатор.

Удаление катализатора в автомобиле, где не планируется делать тюнинг двигателя, ухудшит его работу, потому что пропадает расчетный подпор газов, выходящих через катализатор преодолевая сопротивление фильтрующей сетки. Если снять катализатор, газы будут выходить напрямую, в результате упадет давление. И если двигатель остался прежним, без увеличения мощности, то формирование топливно-воздушной смеси перестанет быть оптимальным, нарушится соотношение кислорода и бензина, в результате чего возрастет расход топлива.

Загрязнение катализатора. Как очистить?

По мнению производителей, срок службы катализатора – 7 лет. Это если автомобиль работает на качественном бензине, что, к сожалению, происходит не всегда. Из-за содержащихся в бензине смесей, катализатор забивается продуктами горения, сетка с сотами не пропускает газы, что в конечном счете приводит к ухудшению работы двигателя. Многие автовладельцы, столкнувшиеся с этой проблемой, торопятся срезать нейтрализатор, считая его лишним. Но проблему можно решить, не трогая этого приспособления.

Химическая промышленность разработала специальные жидкости для промывки нейтрализатора. Например, средство, предназначенное для очистки каталитического нейтрализатора Hi-Gear. Этим средством можно очищать катализатор, не снимая его. Проведение профилактической очистки этого узла в выхлопной системе значительно увеличит срок его эксплуатации.

Как правильно удалить катализатор?

Иногда у автовладельца возникает необходимость удалить катализатор. Например, он успел забиться настолько, что уже выхлопные газы через него не проходят, и прочистить невозможно. А ставить новый у автовладельца нет средств. Цену оригинального катализатора действительно можно сравнить с ценой дорогостоящего ювелирного изделия. В этом случае, при удалении этого устройства желательно установить вместо него пламегаситель.

И конечно, при удалении нейтрализатора необходимо поменять программу управления двигателя в ЭБУ.

Есть и другое решение проблемы. В продаже имеются не оригинальные, но вполне качественные нейтрализаторы по приемлемой цене. При правильной эксплуатации такие катализаторы служат достаточно долго.

В заключение следует добавить, что, прежде чем менять или удалять каталитический нейтрализатор из выхлопной системы, необходимо выявить и устранить причину, которая привела это устройство к выходу из строя.

Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Вид развода или необходимость? Надо ли удалять катализатор в автомобиле — Ответ опытного автомеханика
Немного кефира и слоеное нежное печенье у вас на столе. Быстрая выпечка из доступных продуктов