Эффективная работа отопителя – один из залогов комфортной эксплуатации автомобиля в холодное время года. Принцип его работы таков, что температура воздуха напрямую зависит от состояния охлаждающей жидкости. По мере прогрева двигателя из печки начинает поступать тепло, но на этот процесс уходит немало времени. Правильное использование отопителя позволяет быстрее всего добиться комфортных условий в салоне.
Автомобили, оснащённые дополнительным электрическим обогревателем, встречаются крайне редко. Обычно это решение можно увидеть на дизельных комплектациях, так как они прогреваются значительно медленнее бензиновых. Соответственно, в большинстве автомобилей температура воздуха из печки связана исключительно с характеристиками охлаждающей жидкости. Если антифриз будет холодным, то о тепле в салоне говорить не приходится.
Учитывая вышеуказанный факт, для быстрого достижения комфортных условий внутри автомобиля нужно прогреть охлаждающую жидкость. С этой задачей справляются предпусковые подогреватели, но их установка обходится в немаленькую сумму. Именно поэтому целесообразно разобраться, как лучше пользоваться отопителем зимой, чтобы не тратить много времени на прогрев без движения.
Практика показывает, что одна часть водителей включает печку сразу после запуска двигателя, а другая ждёт несколько минут. У обеих точек зрения есть свои аргументы, поэтому определить правильную точку зрения бывает непросто. В этом нам помогут замеры и алгоритмы, которые заложены производителями в климатические системы.
Опыт проводился на автомобиле, оснащённом 1,6-литровым бензиновым двигателем после ночной стоянки. Температура за бортом составляла -15°C. Первый запуск производился без включения отопителя, и до комфортных +25°C двигатель прогрелся за 5 минут 23 секунды. На следующий день условия были схожими, поэтому эксперимент получился достаточно «чистым».
После ночной стоянки температура воздуха снаружи составляла -16°C. Сразу после запуска двигателя вентилятор отопителя был включён на вторую скорость и температуру +22°C, активирован режим рециркуляции. Оказалось, что при таких условиях прогрев двигателя до +25°C занимает 6 минут 34 секунды. Печка забирает значительную часть тепла, но режим рециркуляции позволяет сохранять его внутри автомобиля. Соответственно, значительного влияния на скорость прогрева это не оказывает.
Автопроизводители давно проработали алгоритм работы отопителя в мороз и внедрили в его в системы климат-контроля. При окружающей температуре -15°C она активирует режим рециркуляции воздуха и включает вентилятор отопителя примерно через 1,5-2 минуты после запуска двигателя, чтобы из дефлекторов не дул совсем холодный воздух. Этим алгоритмом можно пользоваться вручную при отсутствии климат-контроля, но важно помнить о правиле использования рециркуляции: производители допускают его включение не более, чем на 5 минут.