– Мама, меня Костя бросил! – Таня рыдала в трубку…
– Отличная новость! – вырвалось у Аллы, – наконец-то ты проснешься и начнешь новую жизнь.
– Ты что говоришь?! Какую новую жизнь? Я не смогу без него! И потом: ты не забыла, что у меня сын растет?!
– Мишка достаточно взрослый, скоро сам женится, – спокойно отреагировала Алла, – тебе давным-давно пора подумать о себе.
– Я тебя не понимаю, – проговорила Татьяна сквозь слезы…
– Разумеется, ты никогда меня не понимала… Знаешь, что, давай-ка приезжай. Поговорим…
– Я приеду…
Алла положила трубку и стала накрывать на стол. Достала из бара белое вино, нарезала сыр, ветчину, открыла оливки. Зажгла свечу…
Дочь появилась через полчаса: приехала на такси.
На нее было больно смотреть: красные глаза – видимо не спала всю ночь, распухший нос, сами собой текущие слезы…
– Присаживайся, – Алла кивнула на журнальный столик в центре гостиной, – отметим это дело.
– Ну знаешь, мама, это уже верх цинизма, – Таня вдруг разозлилась, – ты хочешь отметить крах моей жизни? Тебя это радует?
– Какой крах? Твоя жизнь только начинается, – Алла была само спокойствие, – тебе всего-то тридцать пять.
– Всего?! У меня сын подросток! Я чувствую себя древней старухой!
– Вот в этом твоя проблема, доченька. Ты не любишь себя…
– А как можно это любить? – Татьяна окинула взглядом свою немного располневшую фигуру, – тебе хорошо, ты вон какая…
– Какая? – улыбнулась Алла.
– Стройная, легкая, бесшабашная какая-то… Я всегда удивлялась, как ты умудряешься оставаться такой в твоем-то возрасте.
– При чем здесь возраст? Это…как бы тебе объяснить? Это состояние души… Одни превращаются в стариков, будучи совсем юными, другие – всегда молоды.
– Да уж… Ты всегда вела себя как взбалмошная девчонка…
– Взбалмошная?
– Да, папа так говорил… Не понимаю, как он это выдерживал?
– Что, жаловался?
– Нет. Я сама видела, что он страдает.
– Страдает? Ты так это воспринимала?
– Ну а как? Ты всегда делала то, что хотела. С ним не считалась. Задумала куда-то поехать – поехала. Решила уволиться – уволилась. Надоело терпеть его родню – свела общение к минимуму. Его мнение ничего для тебя не значило.
– А тебе было известно его мнение?
– Нет, но мне казалось, что я его понимаю. Как он злился, когда был вынужден вместо тебя готовить! Ты, видите ли, не любишь этим заниматься. Эти твои вечные гости! А ему хотелось побыть в тишине… Ты же не давала ему ни минуты покоя! А твои друзья-мужчины? Ты даже не задумывалась, что папе неприятно их присутствие! Ты жила как эгоистка! Именно тогда я решила, что никогда не буду такой…
– Вот оно что… Ну что ж, давай подведем итоги. Я прожила в браке сорок лет, ты – пятнадцать. Я всегда была счастлива и свободна, ты – вечно несчастна. Меня муж носил на руках, тебя – унижал и игнорировал. Я своего мужа похоронила, твой от тебя сбежал. Ну и как тебе такой расклад?
– Ты утрируешь…
– Ничего подобного. Пойми, все дело в нас самих. Я всегда предпочитала быть сама собой, ты – изображала из себя невесть что. Помогло это тебе? Посмотри: ты молодая, красивая женщина. Во что ты превратила свою жизнь? Тебе нравится быть прислугой? Почему ты так зависишь от мнения других и от желаний твоего мужа? Я тебя этому не учила. Всей своей жизнью не учила…
– Я – жена, мать… Я должна служить своей семье…
– Да, но это нужно делать по любви, а не по обязанности. А пресмыкаться перед всеми через силу – это вообще за гранью. Зачем? Кому это нужно? Разве это делает кого-то счастливым?
– Я хочу, чтобы в доме был мир…
– Мир? Это не мир, доченька, это иллюзия. Твой муж терпит твое занудство, сыну ты не интересна, друзей у тебя нет. У тебя вообще ничего своего нет. Ты растворилась в жизни своих близких и думаешь, что осчастливила их своим самопожертвованием.
– Мне казалось, это правильно…
– Вот именно – казалось. И, что самое обидное, кажется до сих пор. Очнись, Татьяна! Верни себе свою жизнь. Стань сама собой. Помнишь, как ты любила ездить со мной в горы? А сколько мы путешествовали? Тебе все было интересно. А как ты танцевала! Почему ты забросила свое увлечение? Когда ты последний раз была в кино? В театре? А ведь было время, когда ты знала обо всех новых постановках! Ты горела жаждой ко всему новому! Зажигала всех своим позитивом! Куда все это делось? Почему, выйдя замуж за Костю, ты превратилась в… квочку? Разве такую женщину он полюбил в свое время?
– Когда это было…, – Татьяна смахнула очередную слезинку, – я уже не помню себя такой…
– Вспоминай, доченька! Всего-то пятнадцать лет прошло. И знаешь, это сама жизнь поставила тебя перед выбором. Или ты сидишь, рыдаешь, бегаешь за Костиком, умоляя его вернуться. Или: начинаешь все сначала. С той самой точки, где ты его встретила. Помнишь, как ты смеялась над его предложением, говорила, что вы такие разные?
– И я была права…
– Конечно. А помнишь, что я тебе ответила?
– Ты сказала, что у меня есть шанс подтянуть его до своего уровня…
– Да, но начала я эту фразу со слов: если ты любишь его…
– Я любила.
– Да. Но ты выбрала стать для него удобной. В этом твоя ошибка. Так что, если хочешь спасти свой брак – становись той Татьяной, которой была…
– А, если не хочу?
– А не хочешь – тем более возвращайся к себе. Стань счастливой ради себя! Поверь: все остальное наладится само собой. Знаешь, у одной моей подруги прекрасный девиз: Чтобы ни случилось ‒ встала, отряхнулась и дальше пошла: жизнь продолжается!
– Не знаю, получится ли у меня…
– Еще как получится! Или ты не моя дочь? Ну что, отметим твою свободу? – Алла улыбнулась
– А давай! – воскликнула Татьяна, в ее глазах загорелись озорные огоньки…
Костя так и не дождался, когда Татьяна придет к нему на поклон…
Через год они развелись.
Начинать какие-то новые отношения Татьяне просто некогда…
Сейчас она вместе с сыном учится в автошколе, восстанавливает свой английский, занимается в студии современного танца, чтобы прийти в форму.
А еще работа… Там тоже назревают перемены…
Жизнь продолжается!