После снятия использованной свечи зажигания на верхней части её изолятора можно увидеть ободок коричневого цвета. В Сети давно ходят споры о причинах подобного явления, высказываются десятки различных мнений и предположений. Многих автовладельцев пугает появление коричневого ободка, которого раньше не было, они обращаются к профессионалам, тратят свои средства и время. Я проконсультировался со знакомым мотористом и узнал реальные причины образования тёмных отложений на верхней части изолятора свечи зажигания.
Как правило, ободок достаточно ровный и находится исключительно сверху. В зависимости от ряда причин оттенок отложений может изменяться от тёмно-жёлтого до коричневого. Основные предположения о причинах появления ободка, которые мне удалось найти в Сети, выглядят следующим образом: одна часть автолюбителей говорит о проходе выхлопных газов через свечные колодцы, другая сетует на наличие пробоя в изделиях.
После подробного изучения темы удалось понять, что оба предположения неверны. При негерметичности посадочных мест свечей зажигания, приводящей к пропуску выхлопных газов, на изоляторе изделий появляется чёрная копоть, которая не имеет чёткой границы и относительно легко убирается механически.
Симптомы пробоя свечи тоже выглядят иным образом. Подобное явление оставляет за собой значительные дефекты на изоляторе, которые имеют чёрный цвет и вытянутую по длине форму. Получается, что оба популярных мнения не соответствуют действительности, и мне удалось найти правильный ответ.
Коричневый ободок на изоляторе свечи зажигания называют коронным пятном. Этот термин используют как автомеханики, так и производители запчастей для автомобиля. Отложения возникают в результате воздействия на изолятор коронных разрядов, возникающих в неоднородных полях у электродов. Такое явление считается нормальным и почти всегда наблюдается у проводников, работающих под высоким напряжением.
Под воздействием разряда частицы масла, находящиеся рядом со свечой зажигания, притягиваются к верхней части изолятора и оседают на ней. Из-за коронных разрядов наблюдается незначительный в рамках автомобиля ток утечки.
Как правило, интенсивность возникающих разрядов связана с герметичностью свечного колодца. Со временем наконечники катушек зажигания изнашиваются и не обеспечивают полную надёжность крепления, из-за чего коронные разряды усиливаются. Именно поэтому на новых автомобилях подобное явление не наблюдаются или ободки едва заметны. Однако, никаких значительных негативных последствий возникающие разряды поэтому автовладельцы могут быть спокойны.