Подробный разбор особенностей, достоинств и недостатков основных типов ламп автомобильного освещения. Определимся, какой тип лучше использовать и почему.
На сегодня популярными типами ламп ночного освещения для автомобилей являются:
-
Галогенная;
-
Ксеноновая;
-
Светодиодная.
Лампы накаливания и лазерные рассматривать не будем, из-за их архаичности и малого распространения. Для полного понимания сегодняшней темы нужно вспомнить еще два понятия: яркость освещения и дальность видимости.
Яркость освещения
Это физическая величина, измеряемая в Люксах. Каждая лампа, неважно к какому типу она относится, имеет свои значения освещенности. В Англии или США единицы измерения – канделы.
Люкс – это один люмен на 1 квадратный метр освещаемой поверхности. Чем больше световой поток, генерируемый лампочкой, попадает на один кв.м, тем выше его освещенность. То есть, больше света сконцентрировано на этом участке.
Дальность видимости
Эта величина определяется человеческим глазом. Она должна многократно превышать дальность светового пучка автомобильных фар ближнего света.
При движении в темное время суток глаз видит предметы на расстоянии 200-250 метров. Пучок света фар светит на расстояние от 30 до 45 метров. Это происходит потому, что в глазу есть рецепторы цветного и ночного зрения. Первого типа рецепторов у нас больше, поэтому мы лучше видим днем.
Переход от одного вида зрения к другому происходит медленно, поэтому мы видим дальше, чем светят фары, мы заставляем работать наше ночное зрение.
Галогенная лампа
На данный момент она является самой распространенной. Она считается продолжением развития лампы накаливания. Она пришла на смену «керосинок» в первых автомобилях.
Чем отличается от лампочки накаливания
Её цоколь изготовлен из специального кварцевого стекла. Внутри колбы находится галогены Йод или Бром. Благодаря этому, вольфрам с нити накала не осаждается на холодных участках, а возвращается назад. Благодаря этому удалось увеличить срок службы в несколько раз и силу светового потока.
Водители начали слепить друг друга
Получив распространение в 80-х годах, возникла проблема ослепления водителей фарами встречных автомобилей. Яркость освещения увеличилась, что вызывало опасные ситуации при разъезде двух машин ночью.
Пришлось на законодательном уровне обрезать световой пучок так, чтобы он светил не строго горизонтально, а вниз и вправо. Многие, наверное, видели настроечную таблицу ближнего света фар, она пошла с тех времен
Из-за этого дальность видимости в ночное время сильно упало при включенном ближнем свете фар. По этой причине, автопроизводители сделали четкое разделение на ближний и дальний свет.
Преимущества
-
Невысокая стоимость;
-
Приемлемую дальность видимости при ближнем свете.
Недостатки относительно других типов
-
Низкий срок службы – 200-600 часов;
-
Низкая яркость светового потока;
-
Плохая устойчивость к вибрации.
Газоразрядная или ксеноновая лампа
Особенности
Она не подключается непосредственно к бортовой сети. Посредником является блок розжига, который создает напряжение в тысячи вольт.
Это необходимо, чтобы между электродами лампы зажглась электрическая дуга. Она светит в атмосфере из инертных газов. Все это заключено в колбу из специального стекла, которое не пропускает ультрафиолетовый свет.
Это дало многократное увеличение светового потока в сравнение с галогенками. И настройка ближнего света фар по представленной таблице уже не давало нужного эффекта.
Вот почему, если установить в обычные фары ксенон, вас ночью возненавидят водителя встречных машин.
Чтобы не слепить встречные автомобили, автопроизводителями были разработаны интеллектуальные системы корректировки угла наклона лампы. Система отслеживала приближение встречной машины и опускала лампочку, чтобы не ослепить человека за рулем. Как авто проезжало, она возвращала её в исходное положение. Человеку не нужно было самостоятельно корректировать направление светового потока.
Преимущества
-
Высокая сила светового потока;
-
Увеличенный срок службы, около 3000 часов;
-
Устойчивость к вибрации и возможность использовать интеллектуальные системы освещения.
Недостатки
-
Высокая стоимость;
-
Дополнительное электрооборудование в виде блоков розжига;
Светодиодная лампа
Источником света является кристалл светодиода. Нет нитей накала, электродов, просто камень, который светиться. Её можно напрямую подключать к бортовой сети автомобиля без дополнительного электрического оборудования.
С внедрением светодиодов, отпала надобность устанавливать громоздкие интеллектуальные системы корректировки угла наклона фары. Например, в матричных фарах диоды расположены в специальных блоках, которые можно при необходимости отключать и включать. Это «вырезает» световой пучок при приближении встречного авто, не происходит ослепление водителя.
Преимущества
-
Большой срок службы. На некоторых марках автомобилей, производители заявляют его на все время эксплуатации авто.
-
Устойчивость к влаге и вибрации.
-
Использование в современных интеллектуальных системах освещения.
Недостатки
-
Высокая стоимость. За хороший комплект светодиодных ламп придется заплатить больше, чем за ксенон.
-
Необходимость надежного охлаждения кристалла. При его свечении выделяется много тепла. Поэтому, всегда в корпус встроен элемент охлаждения в виде активного или пассивного радиатора.
Что лучше установить
Лучшим решением на сегодняшний день – использование светодиодных ламп.
-
Они ярче галогенок,
-
Их использование в машине не требует изменение конструкции для блоков розжига, как в случае с ксеноном. Это больше касается любителей «колхозного» тюнинга, замены штатных галогенок на светодиоды.
-
Не боятся вибрации.
-
Если они от надежного производителя – большой срок эксплуатации.
Если не поскупитесь на покупку качественных светодиодных лампочек, то они вам прослужат много лет. Замечали, как на некоторых машинах, даже иномарках, фары мерцают? – Это дешевые светодиоды выходят постепенно из строя. На моем автомобиле лампы работают уже 5 лет, ни разу не подвели.
Напишите в комментариях свое отношение ко всем типам ламп, какой у вас в автомобиле установлен и почему. Всем будет интересно. Чтобы вы сделали с любителями менять галогенки на китайский ксенон?