Да простят меня опытные автолюбители, но вероятнее всего та информация, которую вы сейчас прочтёте, будем вам известна, причём достаточно давно. А вот для новоиспечённых водителей, как я считаю, эта статья будет полезной, а главное — позволит сэкономить кучу времени, нервов, а может быть даже денег.
Опытные водители уже по одному звуку стартера могут сказать, нормально ли он крутит или нет. И если АКБ уже не в состоянии «быстро крутнуть» стартер, то нужно либо зарядить батарею, либо и вовсе заменить, когда зарядное устройство не в состоянии привести её в чувства.
А вот новички часто тянут до последнего, и узнают о кончине аккумулятора лишь тогда, когда однажды морозным утром стартер никак не реагирует на поворот ключа в замке зажигания.
Однако, как многие знают, выявить приближение конца срока службы аккумулятора можно заблаговременно, если потратить на это несколько минут времени. Но давайте начнём по порядку.
-
Во-первых, светящийся индикатор на корпусе батареи вовсе не говорит о её исправности и полной работоспособности. Ориентироваться по нему можно, но 100 % гарантии он не даст. Часто бывает такое, что индикатор горит, а батарея напрочь отказывается вращать стартер при наступлении первых заморозков.
-
Во-вторых, нормальное рабочее напряжения на клеммах в спокойном состоянии также не предоставит вам полной картины о состоянии и жизнеспособности аккумуляторной батареи.
Я проверял на своей практике больше сотни аккумуляторов различной ёмкости и от разных производителей. И было уйма примеров, когда вольтметр при подключении показывал адекватное напряжение в 12,5 Вольт, что по многим инструкциям соответствует 75 % заряду, но батарея садилась мгновенно, как только на неё подавалась нагрузка.
Именно поэтому самый надёжный способ, который даст представление о реальной картине и состоянии батареи — проверка элемента при помощи нагрузочной вилки. Недорогой прибор никогда не будет лишним в гараже, но зато с его помощью всегда можно определить, протянет ли очередную зиму ваша АКБ или же лучше не рисковать и заменить её на новую.
Но как понять по увиденным данным, что батарея уже доживает последние дни или вовсе изжила свой век? Всё очень просто, в инструкции к прибору есть достаточно простая таблица, которая показывает, в каком состоянии находится АКБ в зависимости от данных, получаемых при подаче нагрузки:
Также, в руководствах часто поясняется более простым языком: если напряжение падает ниже 9 Вольт при подключении вилки, то батарея либо сильно разряжена, либо неисправна и неспособна держать нагрузку. И здесь важно вот что:
-
если напряжение упало до определенного момента, пусть и ниже 9 Вольт, но ниже не опускается, то есть все шансы восстановить батарею, качественно зарядив её зарядным устройством и доведя плотность электролита до нормы
-
а вот если напряжение при измерении с нагрузкой нестабильно, и продолжает снижаться (9 Вольт и ниже), то это признак того, что батарея либо глубоко разряжена, либо же, что чаще всего — неисправна и уже не подлежит восстановлению
И чтобы продемонстрировать всё наглядно, покажу один показательный пример. У меня есть по сути мёртвая батарея, но напряжение на ней в спокойном состоянии 12,09 Вольт, что составляет чуть меньше 50 % заряда.
Но стоит подключить нагрузочную вилку, оно мгновенно падает и опускается ниже 9 Вольт, продолжая неуклонно падать и стремиться к нулю:
Исходя из этих данных можно сделать вывод, что батарея «мёртвая» и пытаться оживить её просто бессмысленно — нагрузку она не держит. В зиму с таким аккумулятором точно нельзя — нужно менять!
А вот обратный пример, когда батарея также далеко не идеальна на первый взгляд в спокойном состоянии, показывая примерно такое же значение напряжения, как в прошлом примере — 12,11 Вольт.
Вот только даже под нагрузкой стрелка вольтметра не опускается ниже 10 Вольт, что говорит о прекрасном состоянии батареи. Причём, если подержать вилку немного подольше, то после остановки стрелки на одном уровне, напряжение начинает даже возрастать постепенно, что является очень хорошим признаком.
Надеюсь, что я наглядно смог вам показать, чем отличается безнадёжный аккумулятор от нормального, и как понять, проживёт ли очередную зиму ваша АКБ или всё-таки лучше не рисковать и поменять её на новую.
Небольшая оговорка: я не электрик, а обычный автолюбитель и возможно, некоторые моменты описаны не со 100 % точностью и «правильностью» по части электротехники, но общий принцип выявления проблемной и отработанной свой срок батареи, думаю, показал наглядно. Если есть что добавить, пожалуйста — ниже можете оставлять свои комментарии.
Ну а если у вас ещё нет такой простой штуки, как нагрузочная вилка, ниже можете посмотреть на ту, которой лично пользуюсь я, правда после небольшой доработки