Очень часто возникает вопрос, а можно ли в машину, рассчитанную на 95 –й бензин, заливать 92-й? Что будет, какой из них лучше, и не навредит ли это мотору? У меня уже есть статья про 100-й бензин, частично вы можете почерпнуть информацию из нее. Но на 100-м бензине передвигается не так много автомобилей, самым распространенным в нашей стране остается 92-й и 95-й бензины. А вот можно менять один на другой поговорим в этом материале …
В большинстве случаев, замена одного топлива на другое, в современном автомобиле не приведет к каким-либо негативным последствиям. Однако не всегда можно менять! Здесь нужно смотреть на три обстоятельства:
1) Степень сжатия
2) Турбированный или атмосферный двигатель
3) Конструкция топливной и системы зажигания
Про присадки в бензин
Прежде чем говорить о конструкции автомобиля, предлагаю поговорить о бензине. А именно о современных типах топлива, и условно о старых.
Важно понимать — что не один бензин особенно раньше не выходил из НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы) в нужном октановом числе. Зачастую база (легкие фракции), после переработки имели число 60 – 70 единиц, в современных реалиях до 80 (после применения технологий гидрокрекинга). До нужных пропорций бензин «догоняется» присадками.
Старые бензины – например, 76-й или 93-й зачастую использовали присадки, основанные на металлах, например тетраэтилсвинце. Да это присадка очень эффективна, но она крайне вредна для человека и окружающей среды. Условно такие составы называли — этилированные бензины, сейчас они запрещены.
Современные марки – это, 92-й, 95-й, 98-й и 100-й (есть еще варианты, но эти 4 самые популярные). Как я писал выше — у современных НПЗ есть технологии, которые могут производить сразу 80-й бензин, однако даже до 92-го нужно поднять октановое число на 12 единиц. В современном топливе используют другие присадки, которые не так сильно вредят экологии. Обычно это спирты или эфиры.
То есть простыми словами 92 и 95 бензин, отличаются только количеством добавляемого спирта, и разница всего менее 3% от объема! Это важно понимать, никакой глобальной разницы здесь нет. И нет никакого чуда в 95-м, просто в нем чуть больше присадок.
Степень сжатия
А вообще для чего нужно высокое октановое число? Чем конструктивно это обусловлено?
ДА все просто: чем выше степень сжатия – тем больше мощность и падает расход топлива.
НО! Возникает вторая проблема. Если залить низкооктановое топливо (например, 76-й), в мотор с большой степенью сжатия (скажем в 12 единиц). То оно будет воспламеняться само по себе, от сжатия, а не от свечи зажигания. Будет проявляться детонация, что крайне разрушительно для двигателя автомобиля. Именно поэтому чтобы топливо противостояло самовоспламенению, поднимают октановое число.
Если утрированно разложить:
Степень сжатия 10,5 единиц и ниже — можно использовать 92-й бензин
Степень сжатия от 10,5 до 12 – желательно 95-й
СЖ 12 и выше – используют 98-й
Степень сжатия 14 и выше – использование 100 (или даже редкого 102 бензина)
Однако большое количество современных рядовых автомобилей, имеет степень сжатия в 9 – 10 единиц, редко в 11 или 12
Про турбированные агрегаты: В них рекомендуются высокооктановые бензины, скажем от 95 и выше. Именно потому, что степень сжатия у них выше, чем у атмосферных агрегатов. Здесь турбина нагнетает дополнительное давление. И лить низкооктановое топливо категорически запрещено, банально приведет к детонации
Топливная и система зажигания
Сейчас вы можете написать — ну все понятно выбираем топливо то степени сжатия, чтобы не вызвать детонацию. Отчасти это правильно, но разница в 92 и 95-м бензине крайне мала, как я писал сверху менее 3%. Почему же многие автомобилисты на машинах, рассчитанных на 95, катаются на 92-м годами и ничего с ними не происходит?
Еще один момент (в современном мире торгашей) — если на заправке написано что продается 95-й бензин, не факт что из пистолета будет литься именно он, где гарантия что это не 92-й? И что тогда двигателю вашего автомобиля конец?
Тут есть два подхода, один опять же старый, второй современный
Старый (про него также нужно упомянуть) — машины, которые имели карбюраторные моторы, и механическое зажигание, от трамблера, не могли автоматически корректировать воздушно-топливную смесь, скажем — обеднять или обогащать ее.
Если вы зальете в машину, рассчитанную на 76-й, 92 или даже 95-й бензин. То у вас реально могут прогореть клапана, и даже расплавится головка блока. Происходит это от того, что смесь, которая выходит через выпуск, еще горит, она может оплавить выпускные клапана и головку.
Современные автомобили – этим не страдают. У вас стоят как датчики детонации, кислорода (перед катализатором и после).
Они замеряют в режиме онлайн, все параметры, чтобы двигатель работал в штатном режиме. Если объяснить на пальцах — если кислорода больше, значит дроссель будет открываться на меньший угол, либо наоборот если его мало – на больший. Если проявляется детонация значит форсунки будут меньше подавать топлива и т.д. Я думаю, вы поняли.
Что это дает? ДА просто практически мгновенную корректировку топливной смеси. Даже если вы зальете в автомобиль, с большой степенью сжатия скажем в 11 – 12 единиц, 92-й бензин (а изначально он рассчитан на 95-й). То ничего страшного не случится. Электроника все «вытянет» сама. Из негативных последствий – увеличится расход топлива и немного упадет мощность. Но разница, скорее всего вами будет не замечена, ибо как я говорил между 92 и 95-м – около 3% отличия. Именно поэтому многие катаются годами на 92 и ничего не замечают.
ОДНАКО! Это не значит что в современные автомобили можно лить — 76 или 80-й бензины, все же у электроники есть свой предел, который «вытянуть» она уже не сможет.
ИТОГ
Можно ли лить 92-й вместо 95-го? В некоторых случаях — да можно, причем разницы вы практически не увидите. Причем на многих современных машинах сейчас пишут не менее 92-го и выше, то есть можете лить практически все современные бензины.
НО если у вас ТУРБО вариант, либо с большой степенью сжатия в 14 единиц (скажем мотор SKYACTIVE от МАЗДА). То здесь нужно слушать производителя, если он написал 95 или 98 и выше, тот и нужно лить. Слишком многое там завязано на степень сжатия.