Запрет на выполнение обгона справа был введён много лет назад, когда опасность манёвра стала очевидной. Правило стало одним из базовых, поэтому в автошколе о нём рассказывали на первых уроках. Опережение транспортного средства справа нередко связано с ограниченностью обзора из-за расположения водителя внутри машины, а также не соответствует устоявшемуся мнению, что более быстрые ТС должны двигаться слева.
Значительные изменения правил дорожного движения, произошедшие в 2010 году, сказались даже на очень старых пунктах. Среди прочего в стандарты внесли новое понятие «опережение». Пункт 1.2 ПДД , где содержатся определения к основным терминам, пополнился рядом новых слов. Таким образом обгоном стали называть далеко не каждое опережение другого транспортного средства.
С тех пор обгоном считается только то опережение, которое связано с выездом автомобиля на полосу встречного движения. Как правило, к подобному манёвру водители прибегают на двухполосных загородных дорогах. Напомню, что на четырёхполосной дороге обгон запрещён, даже если между встречными потоками движения нет сплошной разделительной разметки.
Таким образом понятие «обгон справа» фактически перестало иметь смысл. При левостороннем движении его невозможно выполнить, так как встречная полоса всегда находится слева. Объезд другого автомобиля по соседней полосе попутного направления считается опережением, а по обочине – нарушением. Напрашивающиеся дополнительные изменения вносить не стали.
Получается, что с 2010 года водителям разрешено опережать другое транспортное средство справа, хотя раньше это было запрещено. ПДД не запрещают водителю, едущего во втором ряду, перестроиться в первый ряд, опередить автомобиль слева и вернуться впереди него. До момента, когда обгоном считалось любое опережение, такой манёвр не соответствовал правилам.
Водителям важно не забывать о пункте 11.3 ПДД , который запрещает препятствовать обгону (то есть опережению по встречной полосе). Такие действия несут серьёзную опасность для всех участников движения