Ей не хотелось двигаться, но она натянула на себя краешек одеяла. И провела всю ночь, пытаясь осознать пережитое. Ее муж, ее собственный муж…
В апреле 1891 года Ада Немезида Пирсон выходила замуж за майора Артура Голсуорси, британского военного и джентльмена. Глядя на мужа, Ада не раз задавалась вопросом: любит ли она его? Или идет к алтарю только потому, что ее мать страстно мечтала увидеть дочь невестой?
В высших кругах среднего класса браки редко заключались по любви. Чувства — вещь нелепая и безрассудная. «Да и в пору ли думать о чувствах, если тебе уже целых 27 лет?! — ругала Аду мать. – Стоит немного промедлить, и есть риск остаться старой девой. Такое унизительное положение!».
Хотя за Адой давали хорошее приданое, толпы женихов не стекались к ее порогу. Многим были известны слухи, ходившие в обществе. О том, что родительница Ады – Энн – родила ее вне брака, забеременев от неизвестного проходимца, а потом выскочила замуж за мужчину на 40 лет старше себя. Доктор Купер, которому было уже сильно за 60, получил молодую красивую жену и по душевной доброте удочерил незаконнорожденную малышку. А скончавшись, оставил своим женщинам весьма приличное наследство, которое позволяло им жить по большей части в Европе. Ведь там никто не знал об их маленьких тайнах.
Вот и Артур Голсуорси, встретив Аду на французском курорте, не стал наводить справки о ее происхождении. Слишком кружил голову чудный морской воздух.
Вскоре после женитьбы Артур уехал в Южную Африку по делам службы, оставив Аду на попечение своей большой семьи. И вскоре женская половина уже шепталась о том, что малышка Ада очень несчастна в браке. Детали оказались слишком пикантны, чтобы обсуждать их прямо. Однако виной всему называли некую «грубость» майора в спальне. А ведь то, что позволялось с доступными девицами, было совершенно не позволено с женой!
Впрочем, жаловаться на «грубость» мужа тоже было не принято. Во-первых, супруг в своих правах, во-вторых, подобные истории предпочитали скрывать. Ведь скандал в обществе – это так стыдно! Аде оставалось молчать и терпеть, и с ужасом ждать возвращения Артура из Африки.
На одном из званых обедов, на которые Голсуорси собирались всей большой семьей, Аду посадили рядом с Джоном, двоюродным братом мужа, который оказался так мил и учтив…Вскоре была еще одна встреча, затем еще и еще…В сентябре 1896 года начался страстный и бурный роман. И в любви Джон оказался полной противоположностью Артура: с ним Ада не засыпала в слезах.
Однако открытые отношения с Джоном были невозможны. Начинающий писатель, он жил на щедрое пособие, которое выдавал ему отец, придерживающийся очень строгих правил. Если бы стало известно, что Джон порочит имя семьи, увлекшись женой двоюродного брата…Если бы Ада подала на развод…Голсуорси-старший не стал бы такое терпеть.
В 1901 году Артур вернулся из Африки, но, узнав об измене жены, бракоразводный процесс тоже не спешил начинать. «Возможный скандал» и пятно на репутации беспокоили его больше, чем неверность.
Ада и Джон продолжали свои отношения тайно, и в это время Джон Голсуорси писал свой роман «Сага о Форсайтах», где вывел Аду в образе золотоволосой Ирэн, а ее мужа – в роли Сомса Форсайта.
В 1904 году отец Джона умер, оставив ему наследство, и теперь пара могла пожениться. Они публично объявили о романе, тем самым заставив Артура потребовать развода. Спустя год Ада официально стала свободна от обязательств, а оскорбленный – теперь уже бывший – супруг получил 400 фунтов стерлингов в качестве возмещения ущерба.
Разразившийся скандал не помешал заключению брака: Ада вновь отправилась к алтарю. В своем солидном по тем времена возрасте – 41 год! – она вновь стала невестой.
Впрочем, вероятно, за время долгой дороги к браку чувства Голсуорси несколько угасли: спустя несколько лет супруги обзавелись раздельными спальнями, как и подобало приличным людям из общества. А в 1910 году Джон закрутил роман с девятнадцатилетней танцовщицей Маргарет Моррис. Правда, связь эта оказалась недолгой: спустя год Голсуорси расстался с девушкой по настоянию супруги.
В 1933 году Джона Голсуорси, писателя, получившего Нобелевскую премию по литературе за свой роман «Сага о Форсайтах», не стало. Ада тяжело переживала уход мужа: «почти сошла с ума», — говорили знакомые. На ее долю выпало еще немало беспокойства – она застала Второю мировую войну, бежала из Лондона в деревню…И умерла в 1956 году в почтенном девяностолетнем возрасте.