Круиз-контроль – незаменимая функция для водителей, часто двигающихся по загородным дорогам. Система позволяет поддерживать заданную скорость без использования педалей. Помимо комфорта, круиз-контроль даёт возможность избежать получения штрафов с камер фотофиксации нарушений скоростного режима, связанных с невнимательностью водителя. При этом, использование функции оказывает определённое влияние на расход топлива.
Сейчас круиз-контроль устанавливается почти на все автомобили. В условиях крупного города он практически бесполезен из-за невозможности поддерживать определённую скорость в постоянном режиме. Зато на трассе функция помогает автомобилистам меньше уставать и с комфортом проводить время.
Многие водители считают, что круиз-контроль позволяет экономить топливо. Свою позицию они объясняют поддержанием конкретной скорости при небольших оборотах двигателя. Таким образом нагрузка на силовой агрегат минимальна, как и расход топлива. Поддерживать определённую скорость педалью невозможно, поэтому потребление горючего должно быть больше. Так ли это на самом деле?
Для ответа на поставленный вопрос проведём эксперимент. В качестве инструмента был использовать автомобиль Skoda Octavia с 1,4-литровым двигателем и роботизированной коробкой передач. Замеры производились как по бортовому компьютеру, так и на АЗС. Перед началом исследования машину полностью заправили, затем сделали два круга по кольцевой дороге и вновь заехали на ту же колонку. Исследование проводилось в один день, поэтому разница в температурных условиях не может оказать значительно влияния. Ночной замер позволил избежать большого количества других участников движения на дороге.
При помощи круиз-контроля была установлена скорость 92 км/ч.
Смотрим на показания бортового компьютера. Общее пройденное расстояние составило 114 километров, пройдённых за 1 час 23 минуты. Замеры датчиков показали средний расход топлива – 4,8 литра на 100 километров пути. При этом, в бак залилось 6,01 литра бензина, то есть именно столько было потрачено за поездку.
Проводить замеры без круиз-контроля было сложнее, но поддерживать заданную скорость получилось. Поездка заняла всего на одну минуту больше, поэтому искажения в данных находятся в рамках погрешности.
Как мы видим, расход топлива по бортовому компьютеру снизился до 4,6 литра на 100 километров пути. В бак же залилось 5,41 литра топлива. Получаем разницу почти в поллитра между замерами.
В данном случае на поезду без круиз-контроля понадобилось ощутимо меньше горючего. Мнение о том, что система позволяет экономить топливо, не оправдалось. Объяснить такую разницу сложно, кольцевая дорога ровная, а условия были одинаковыми. Не исключено, что на других автомобилях результаты окажутся иными.