Возьмём к примеру главного врага всех деревянных домов — сырость. Это в живой природе капля влаги превращает слабый росток в дерево. В домостроении любая влага за несколько лет превращает деревянный дом в заготовку для грибов шиитаке. Нет слов, грибы вещь полезная, но грибница из своего же собственного дома удовольствие так себе.
Непреложное правило любого дома — как можно меньше сырости.
Особенно в подполе. Для того, чтобы не допустить сырость в подполе существуют продухи. Есть даже хитроумная формула о том, что общая площадь продуха должен составлять 1/400 от площади техподполья.
Правда эта формула как средняя температура по больнице. Если грунт сырой и под фундаментом идёт верховодка, то и 1/200 бывает мало.
А сколько даже не копий, а ядерных боеголовок сломано по вопросу закрывать продухи на зиму или нет. У многих экспертных экспертов так подгорает от закрытых продухов, как будто там в закрытом подполе на всю зиму оставили шифр-ключ от кошелька с биткоинами.
Но что бы вы сказали, если узнали, что финны вообще не заморачиваются с вопросом: закрывать продухи или нет? Этот вопрос им вообще до лампочки.
И мне кстати тоже. Я 10 лет подряд закрываю на зиму продухи и у меня все доски выглядят так, как будто им не 1/10 века исполнилось, а только вчера смонтировали.
Всё дело в одной простой вещи: не нужно бороться с сыростью.
Сырость — это следствие.
Нужно бороться с причиной.
Причина же появления сырости проста: зимой при закрытых продухах, отсутствии вентиляции и незамёрзшем грунте сырость идёт из грунта. Причём не просто идёт, а прёт, конкретно прёт.
Влаги может быть настолько много, что половые лаги, черновой пол сгнивает за один-два сезона. Но может и не быть — это рулетка, кому как повезёт. Вероятность опытные строители оценивают примерно 70 к 30.
А теперь собственно, почему финны не играют в рулетку и им глубоко до фонаря все вопросы связанные с сыростью в подполе.
Во-первых, большая часть домов у них стоит на УШП — утеплённая шведская плита, которая не только сырость в дом не пускает, но ещё и хорошо греет дом.
Во-вторых, в тех домах, где нет УШП — есть бетонный подвал, а он хорошо гидроизолирован и многие финны там устраивают дополнительные комнаты (которые, кстати, не облагаются налогом).
А теперь самое главное: в тех домах, где нет подвала или плиты, финны применяют отсечную гидроизоляцию грунтовой влаги.
Что она из себя представляет?
Это тканый сетчатый материал из полипропилена, который с двух сторон заламинирован полиэтиленом. Мы этот материал знаем как терпаулинг — ну помните из него такие клетчатые сумки китайцы и Луи Виттон делали.
Вот, вот, вот!
Именно из этого материала в больших рулонах финны делают грунтовую гидро-пароизоляцию. То есть после заливки фундамента, перед началом обустройства чернового пола в холодной финляндщине прямо по грунту расстилают этот самый терпаулинг и присыпают его крупным речным песком
Я специально съездил к другу, залез под его дом в инспекционный лаз. Расстояние от лаг до грунта было всего 40 сантиметров. В других домах черновой пол давно бы уже сгнил, а тут чистота и абсолютная, 100% сухость. Вообще ни капли сырости.
Но, раскопав слой терпаулинга, под ним мы обнаружили абсолютно сырой отсев. Так что эта тоненькая плёночка работает на все 200% — она отсекает всю сырость.
Единственный недостаток, по словам друга, которому именно финны строили этот дом заключается в… кошке. Она облюбовала песок под домом и ходит туда делать свои кошачьи дела. И вправду прямо у лаза, запах стоял вырви глаз. Я сначала подумал, что друг химическое оружие прячет… но нет, всего лишь кошка.
Так что, если не хотите иметь проблемы с сыростью — сделайте себе под домом такую отсечную гидроизоляцию. Проблемы с сыростью и всякие глупые вопросы закрывать продухи или нет вас больше волновать не будут. Правда, по словам того же друга, когда он закрывает продухи на зиму, первую неделю кошка стоит перед лазом и орёт на весь посёлок:
— Отройте мой туалет!
Потом привыкает. Интересно, новый находит или в себе до весны держит?