Кратко.
Датчик кислорода устанавливается в выпускной системе, наряду со многими остальными датчиками он входит в состав системы управления двигателем. Нужен этот датчик для того, что бы контроллер мог определить на какой смеси работает двигатель, на бедной или на богатой. Основываясь на эти показания, контролер определяет, как нужно изменить время впрыска на форсунках, что бы состав смеси был оптимальных. Как раз таки это и есть самое главное предназначение этого датчика, с помощью него контролер поддерживает оптимальный состав смеси. То есть попросту говоря этот датчик самый простой газоанализатор, но только в отличии от сложных стационарных газоанализаторов, 4-5 компонентных, которые могут определять какое количество в отработанных газах, углеводородов, азота, углекислого газа, угарного газа, этот датчик, может отслеживать только один компонент, кислород О2. И этого вполне хватает.
Оптимальный состав смеси это когда на 1 грамм бензина, приходится 14,7 грамм воздуха. Считается, что при таком составе смесь сгорает на сколько это возможно, максимально полно, образуется минимальное количество нагара и самое главное для чего вообще этот датчик устанавливается, в атмосферу выбрасывается минимальное количество вредных веществ. При таком составе катализатор работает максимально эффективно.
Для точной и полной диагностики этого датчика, нужен осциллограф и газоанализатор, но в большинстве случаев, когда есть какая либо неисправность двигателя, которая проявляет себя достаточно сильно, например он работает не устойчиво на холостом ходу, расход топлива повышен, свечи в нагаре проверить этот датчик можно самостоятельно с помощью мультиметра. Конечно же если есть желание вообще в этом разбираться.
Датчик этот состоит из чувствительного элемента, который как раз таки и определяет количество кислорода в отработанных газах. Этот элемент начинает корректно работать, только когда он прогреется выше 300 градусов, поэтому в датчик встроен нагреватель, да и плюс еще он устанавливается как можно ближе к двигателю, для того что бы как можно быстрее нагревался от отработанных газов.
Датчики эти бывают разные, есть без нагревательного элемента с одним, двумя, тремя проводами. На автомобилях ваз устанавливаются с 4 проводами. Два из них это питание нагревателя, а остальные два это сам датчик.
При проверки первым делом нужно определить поступает ли питание на датчик от контролера. Обычно эти датчики питаются напряжение 450 микровольт. Но для конкретного авто, какое должно быть напряжение, можно найти в интернете.
Далее, допустим, двигатель на холостом ходу работает не устойчиво, как можно быстро определить, что причина в датчике кислорода или нет.
Неисправный датчик может обманывать контроллер, например он может показывать, что смесь слишком богатая, хотя на самом деле это не так, а контролер будет пытаться ее обеднить, уменьшая время впрыска на форсунках. Двигатель из-за это конечно же будет работать не устойчиво. Проверить просто, отключаем датчик и смотрим, как двигатель работает без него. Если работа улучшилась, то причина в нем.
Когда этот датчик отключается, то контролер определяет, что сигнал от него бросил поступать, возможно из-за того, что он неисправен, и поэтому уже не учитывает его показания при расчеты времени впрыска на форсунках. Расчет этот ведется по базовым эталонным таблицам, которые хранятся в памяти. Поэтому, работа двигателя стабилизируется.
Более точно с помощью мультиметра его можно проверить следующим образом.
Подключаем к нему щупы мультиметра, заводим двигатель. Напряжение на не прогретом датчике находится на одном уровне 450 микровольт. Но когда он прогреется, напряжение начнет колебаться в диапазоне от 100 до 900 микровольт. Как раз по этому напряжению и судят о составе смеси и об исправности датчика. Высокий уровень сигнала, то есть 900 микровольт говорит о том, что смесь богатая, а низкий бедная. Проверить, что этот датчик корректно работает можно следующим образом.
Заводим двигатель даем ему поработать какое то время что бы датчик как следует прогрелся, лучше проехаться по трассе с высокими оборотами. После этого меряем напряжение датчика и делаем так, что бы двигатель начал работать, на бедной и на богатой смеси. То есть делаем специально подсос воздуха, откручиваем хомут, снимаем немного гофру и в этот момент нужно смотреть как реагирует датчик на это. Сигнал его должен упасть до 100 микровольт. Если это так, то датчик работает правильно. После этого создаем богатую смесь, брызгаем во впускной коллектор из баллончика, например быстрый старт, датчик должен отреагировать повышением сигнала до 900 микровольт. Если это так, то датчик рабочий и двигатель с ним должен работать нормально.
Но бывает, что этот датчик зарастает нагаром и поэтому начинает работать не правильно, обычно он выдает высокое напряжение в этом случае, то есть показывает богатую смесь. Его можно попытаться оживить, нужно проехать по трассе с большими оборотами, температура отработанных газов будет большая, датчик сильно нагреется и нагар с него выгорит. Часто это помогает.