В самом начале, я вам хочу сказать – друзья, «автомат» (сюда я притягиваю и робот с вариатором), это автоматическая трансмиссия. Не нужно постоянно дергать рычаг, это не «механика». А то многие на каждом светофоре, вот переключают в «нейтраль» и обратно. Подъехали к светофору, нажмите на тормоз и ждите, пока вам загорится «зеленый свет», далее отпустили и поехали. Именно из-за таких движений, зачастую и включают «паркинг» на скорости
Как устроен режим «P» (паркинг)
Если рассказывать подробно, это займет очень много времени, причем многие могут не понять устройства. Поэтому я постараюсь рассказать как можно проще, итак:
Будь то автомат, вариатор или робот. Зачастую у них есть первичный или входной вал (называться они могут по-разному), но суть здесь одна, это тот вал, который подходит к двигателю. А также вторичный (ведомый или выходной вал), этот вал связан с колесами автомобиля
Обычно на нем (на выходном валу), крепится специальная шестерня – зачастую ее называют шестерня стояночной блокировки.
На роботах, эта шестерня бывает и на другом валу, однако она обязательно должна быть связана с колесами автомобиля, то есть выходной вал должен быть в зацеплении с ним
Зубья у этой шестерни достаточно мощные и они имеют трапециевидный контур. То есть угол с двух сторон, угол несильно острый, однако он обязательно нужен (далее поймете почему).
В эту шестерню, заходит специальная – «замок-собачка» (или «лапка» кто как называет), она приводится в движение различными методами (когда валом, когда тягой не в этом суть). Просто эта «собачка» фиксирует эту шестерню, именно так и работает режим паркинг на вашем автомобиле, да могут быть вариации (в зависимости от автоматической трансмиссии), но по сути устройство одинаковое
Давайте, еще раз прямо на пальцах: После того как вы переводите, рычаг в паркинг («P»), «замок-собачка» переходит в зацепление в специальную шестерню, которая находится на выходном (вторичном валу). Именно так колеса автомобиля блокируются, и «почти» никуда не катятся (про «почти» чуть ниже)
Включил на скорости — хана коробке
А теперь отвечаю на исходный вопрос – что будет, если включить паркинг на скорости.
Как вы наверное догадались – ничего не будет. Да треск такой, что реально соседние автомобили услышат, но с точки зрения самого механизма автоматической трансмиссии, вреда тут минимум (он конечно есть, но не такой критичный, про это чуть ниже).
Именно поэтому делают шестерню в видео трапеции, также у «лапки» которая в него заходит, у зуба зацепления, также трапециевидная конструкция. При большой нагрузке (а включение паркинга на скорости, как раз такая нагрузка и есть), они банально скользят друг по другу. Ну и поэтому стоит такой сильный треск, они как бы зацепляются, но проскальзывают
Сама шестерня и «замок-собачка» не участвуют в работе механизма, то есть они не нужны коробке, чтобы нормально работать. Их задача только в одном, просто блокировать машину, чтобы она никуда не катилась и то ограниченно. Простыми словами, даже если их и сломает, то ваша АКПП – вариатор или робот, будут работать нормально, только функции паркинга не будет.
Пару слов, про вред
Очень редко бывает что «шестерню паркинга» ну или «замок-собачку» ломает. И этот механизм начинает летать по АКПП (вариатору — роботу). Тут уже более сложные поломки, если обломки залетят, скажем в ремень вариатора, тут мало не покажется.
Но бывает это крайне редко, потому как этот механизм достаточно мощный и сломать его не так просто. Однако после включения паркинга на скорости, его обязательно нужно проверить
Что я вам посоветую:
-
После включения паркинга на скорости, по возможности быстро выключите этот режим на «нейтраль — N»
-
Остановите автомобиль
-
Далее включите «паркинг», попробуйте толкнуть. Если машина не катится, она заблокирована, значит — вам повезло, шестерню не сломало.
-
Машина покатилась. Я бы вам советовал вызвать эвакуатор и прямиком на СТО. Вполне вероятно сломало «замок-собачку» и кусок валяется где-то внутри
Еще один момент, на скорости обороты большие. При зацеплении может выделяться много стружки (особенно если вы долго не выключали «паркинг»), она в самом автомате нежелательна, ибо может осесть в гидроблоке и скажем в соленоидах. Если у вас до замены масла осталось не так много, скажем 5000 км, лучше сделать замену чуть пораньше.
Паркинг и ручник (обязательно к прочтению)
Думаю мое объяснение вам понятно, стараюсь донести максимально простым языком. Однако вам нужно знать еще такую важную особенность именно паркинга и ручного стояночного тормоза.
Многие мне очень часто задавали вопрос – а вот «на фига» нужен ручник в машине, если есть паркинг
Это самая распространенная ошибка друзья. Суть здесь в чем, как мы уже с вами сверху выяснили, что у шестерни паркинга и «замка-собачки» зубы в виде трапеции. То есть когда превышается нагрузка, они проскальзывают друг по другу, «защита от дурачка» (это в основном на скорости).
Но эта большая нагрузка бывает и на большом уклоне. Как заверяют производители, угол должен быть не больше 25 – 35 градусов, просто нагрузка на механизм паркинга опять же вырастает, могут быть проскальзывания. Банально машину оставили на горке, а она «бах» и укатилась. Именно в таких случаях (горка больше 35 градусов), обязательно дублировать стояночным тормозом