С момента приобретения своего нынешнего автомобиля я стал очень частым участником обсуждений различных поломок и неисправностей немецких двигателей. И за прошедшие несколько месяцев не раз столкнулся вживую не только с мелкими ремонтами, но и с более крупными в виде капитального ремонта двигателя.
Что уж говорить, я и сам попал на капиталку, о чем многие читатели канала хорошо знают. Вот только неприятная тенденция поломок двигателей, подобных моему, очень долгое время не давала мне покоя. Наслушавшись немало псевдоэкспертов и сервисменов, которым только денег дай, они и рады «петь», пришел к выводу, что ни одна озвученная причина у меня в голове не вяжется с реальностью происходящего.
Итак, для сравнения беру два двигателя одной линейки EA888, один из них стоял на моем автомобиле — 1.8 TSI, другой на Ауди А6 более свежего года выпуска и с меньшим пробегом 2.0 TFSI. Серьезных конструктивных отличий в них нет, фактически моторы можно прировнять друг к другу, условно «закрыв глаза» не некоторые отличия.
Я сразу поясню, что за основу взял эти два двигателя лишь для большей наглядности, поскольку у меня есть немало своих фото из архива. Все нижеописанное характерно и для многих других современных двигателей, которым на СТО чуть ли не каждый сервисмен твердит одну и ту же отговорку: «Причина поломки проста — плохой бензин и детонация».
И да, как многие уже догадались по обложке статьи, речь пойдет о разрушении поршней. И по-началу я как и многие другие владельцы, «хапнувшие проблем» тешил себя отговорками, что недобросовестные заправки «льют, что попало» нам в бензобак, а мы потом «разгребаем».
Но все же одна особенность не давала мне покоя — это характер и масштаб повреждений.
Итак, на моем моторе исход был таким — поршень оплавило, а в цилиндре немало серьезных задиров. Во втором моторе, тот, что с Ауди, поршень будто что-то разбило, а задиров как таковых на стенках не осталось.
Что же говорят в сервисе «опытные дяденьки» в чистых комбинезонах и спецовках — здесь причин целое море: начиная от подсоса воздуха, неисправности датчиков, неправильных фаз ГРМ, заканчивая плохими свечами, наличием воды или диз.топлива в бензине и даже забитым воздушным фильтром. Естественно, еще и та самая популярная отговорка про плохой бензин, «левую» заправку и детонацию в камере сгорания.
Все это, несомненно, может послужить причиной появления поломок и неисправностей в работе двигателя, но чтобы так «размолотить» поршень — это навряд ли.
И вот незадача — современные моторы настроены настолько точно, что любая малейшая неточность в работе сразу вылезет предупреждением на приборной панели в виде «чека», EPC и прочих сигнальных ламп. Оба этих типа повреждения, как на фото выше, в одночасье от детонации появиться ну никак не смогли бы.
А если все же и приписать их к «плохому бензину», то симптомы неисправности были бы замечены уже очень давно. Неровная работа двигателя, плохой набор оборотов и очевидное снижение мощности с посторонними звуками вам обеспечены.
Развеять миф о детонации можно и другим путем — при появлении этого явления в обязательном порядке остаются заметны следы хаотичного сгорания топлива. Смотрим на стенку цилиндра — повреждения, как «заговоренные» появляются ровно у линии ВМТ поршня. Не ниже, не выше, а точечно в одном и том же месте. Какая «умная» детонация, то и дело в одно место «бьет».
Тоже самое касается и других «экспертных» причин от сервисменов, которые так активно тиражируются в интернете в первую очередь. Развеять их не составляет труда, если все же задуматься над реальными причинами, а не слепо доверять линии устоявшейся в автомобильных кругах линии рассуждения.
Ходить вокруг да около я не буду, сразу расскажу, в чем же все-таки причина, одна единственная и общая, для обоих случаев в обоих двигателях. Это нарушение температурного режима. А теперь я объясню как и почему это происходит.
И тут мы возвращаемся к тому самому, проблемному вопросу с обсуждениями на тему «раньше было лучше». Вспоминаем современные двигатели и сравниваем размеры поршней старых «допотопных» моторов и нынешних из эпохи даунсайзинга. Да-да, от поршней осталось их укороченное подобие. Длина современного поршня примерно равна юбке поршней «из прошлого». Вот вам классические данные поршня MAHLE, который ставится на двигатель 1.8 TSI.
И да, для некоторых эта информация открытием не будет, но достаточно представить, как этот поршень ведет себя в цилиндре. Здесь будут видны явные сходства градусника в стакане, болтается поршень от стенки к стенке ровно так же.
Поршневые кольца по сравнению с минувшей эпохой автомобилестроения тоже претерпели изменения. Они стали тонкими, хлипкими. И одна из основных проблем — быстрое их закоксовывание и просадка.
Что происходит дальше — при рабочем ходе горючая смесь летит ровно туда, где раньше было сопротивление, но теперь там «пусто», то есть в образовавшиеся от залегших колец зазоры. Достаточно минимального объема, чтобы микро-взрывы наделали «делов» и превратили поршень в расплавленное его подобие. Самое интересное, что произойти это может в течение одной поездки.
То есть ослабшие и залегшие поршневые кольца попросту пропускают горючую смесь и пламя между стенкой цилиндра и самим поршнем. А дальше достаточно немного времени и мотор едет на капиталку.
А вот почему поршень «раздробило» на моторе от Ауди.
Масложор на том двигателе был изначально и достигал литра на тысячу километров. Кольца забиваются нагаром и золой (это вообще одна из главных проблем немецких двигателей), и поршень перестает отдавать свое тепло стенкам цилиндра, то есть фактически не остывает. К тому же увеличивается нагрузка на перемычку между кольцами, она перегревается и наступает момент, когда ее попросту скалывает. Получаем вот такой «красивый» результат.
Кстати говоря, жаровой пояс тоже был «на грани» и уже неплохо «разогрет».
Итак, локальное повышение температуры приводит к подобным последствиям, но детонация и плохого качества бензин тут вовсе не при чем. И вот опять мы плавно переходим к обвинению «во всех грехах» современных инженеров, которые стали «маркетологами», что «раньше было лучше» и ходило дольше, а теперь все одноразовое.
Размышления на эту тему можете продолжить сами, хотя реальные причины изменения конструкции идут не только в пользу уменьшения ресурса, но и для увеличения удельной мощности, отдачи, экономичности и экологичности. Растущие требования к современным авто растут, а потому приходится идти вот на такие «ужимки» и компромиссы. Потому подобным современным двигателям, как бы вам не хотелось, не ходить по 400-500 тысяч без поломок, они планомерно разрушают сами себя на куда более мелких пробегах.
Так что же делать тогда и как избежать подобной проблемы на своей машине.
Есть еще один интересный факт — с подобной проблемой хоть и сталкиваются в основном на пробегах «далеко за 200», но бывают случаи, когда машина и 50 000 км не прошла, а уже приехала на капиталку с развалившимся поршнем.
Причина проста — несвоевременная замена и использование некачественного моторного масла. Требования к нему предъявляются все жестче и жестче.
Чтобы не столкнуться с подобной проблемой, достаточно не «укатывать» масло до последнего, стараться менять его раньше, чем хотя бы 400 моточасов, а лучше не превышать отметки в 250. Периодически делать раскоксовку двигателя, очищая поршневые кольца от золы и отложений.
Так что в «песни и сказки» сервисменов лично я не верю. Конечно, иногда проще сказать, что «виноват бензин», концов вы все равно уже не найдете, ровно как и с АЗС потребовать у вас ничего не получится. И у вас останется досадное воспоминание о том, как по несчастливой случайности вы попали на дорогой ремонт, а виноват был случайно залитый плохой бензин.
К чему я все это веду и в очередной раз рассказываю про ненадежность современных движков. А к тому, что если вы вдруг захотели и рыбку съесть и купить поддержанную машину, но со всеми «плюшками» вместо новой, но куда более простой, стоит еще много раз подумать. Готовы ли вы к повышенному вниманию, уходу и обслуживанию б/у автомобиля, готовы ли вы взять на себя ответственность нести финансовые риски и потери в случае внезапной поломки и действительно ли готовы лишить себя спокойствия в переживаниях «сломается или не сломается».
Мою точку зрения на этот счет вы знаете, хотелось бы узнать ваше мнение. Обязательно оставляйте свои мысли в комментариях, будет интересно их почитать.