При среднестатистической эксплуатации автомобиля его аккумуляторная батарея может исправно отслужить 4-5 лет, причём, у многих водителей, АКБ живут вообще без единой подзарядки от сетевого зарядного устройства. Но бывает и такое, что даже новый аккумулятор способен уйти в глубокий разряд, правда, чаще всего это происходит по вине самого владельца.
Думаю, у многих были ситуации, когда из-за своей забывчивости или банальной невнимательности мы оставляли включенными габариты или даже свет, и покидали машину на насколько часов. И хорошо, если АКБ свежая и через несколько часов мы вспомнили о своей ошибке. А ведь бывает и такое, что с включенными потребителями некоторые оставляли машину на 1-2 дня, и в таком случае аккумулятор может уйти в глубокий разряд, а напряжение на клеммах будет даже ниже 5 Вольт.
Если взглянуть на таблицу, которая есть во многих инструкциях к зарядным устройствам или же самим аккумуляторам, то из неё можно понять, что падение напряжения ниже 11,9 Вольт говорит о полном разряде.
Так вот, если оставить включенными потребители энергии на длительное время, то АКБ напряжение может опуститься намного ниже указанных в таблице значений. И самая главная проблема здесь в том, что большинство зарядных устройств, которые продаются в магазинах, не могут зарядить аккумулятор, напряжение на клеммах которого ниже 5 Вольт. Не верите? Попробуйте сами.
Могу сказать, что я лично проверял несколько ЗУ «Автоэлектрика», которые у меня работают уже более 5 лет, и прекрасно заряжают более или менее живые АКБ, но только не батареи, которые сильно разряжены. При попытке подзарядить такой аккумулятор, зарядное его просто «не видит», и как бы вы не старались, подать ток на клеммы АКБ не получится.
То же самое происходит и со многими другими зарядниками средней ценовой категории. Взять тот же именитый Bosch C3, стоимость которого составляет порядка 4000 рублей, то даже он не в силах реанимировать АКБ, если напряжение ниже 7,5 Вольт. С более дорогими версиями этого производителя тоже не всё так хорошо. И даже если в руководстве указано, что ЗУ способно зарядить полностью разряженный аккумулятор, верить этому слепо не стоит, так как из таблицы выше мы видим, что даже 11 Вольт это уже полный разряд, а ведь бывают случаи гораздо более серьёзные.
Можно попробовать реанимировать аккумулятор так называемым химическим методом, для чего понадобится выполнить ряд действий:
-
под нагрузкой разряжается АКБ полностью
-
выкручиваются пробки и сливается весь электролит, и это возможно лишь в том случае, если есть пробки (обслуживаемая АКБ)
-
внутри всё тщательно промывается при помощи чистой дистиллированной воды, желательно несколько раз
-
заливается специальный химический раствор для очистки пластин
-
при необходимости промывается ещё несколько раз дистиллированной водой
-
заливается свежий электролит нужной плотности
-
заряжается аккумулятор при помощи зарядного устройства
Как видите, процесс непростой и далеко не каждому автолюбителю подойдёт, а если учесть, что большинство современных батарей являются необслуживаемыми, то и вовсе — может не сгодиться.
Второй способ — при помощи умного зарядного устройства, которое имеет режим восстановления глубоко разряженных АКБ, и одним из таких приборов является шведский CTEK MXS 5.0, который способен оживить даже аккумулятор, напряжение которого упало ниже критической отметки в 5 Вольт.
Чтобы убедиться в этом лично, я провёл свой эксперимент с этой зарядкой, попытавшись оживить батарею, которая едва подавала признаки жизни:
Теперь подключаем CTEK MXS 5.0 и смотрим, справится ли он со своей задачей. Отмечу, что в инструкции к этому прибору сказано, что минимальное напряжение на клеммах АКБ может достигать 2 Вольт, и даже в этом случае ЗУ его определит и начнёт заряжать.
После подключения на дисплее мультиметра показания стали увеличиваться, что было уже хорошим признаком:
А спустя ещё около 5 минут напряжение перевалило за 9 Вольт, в чём вы сами можете убедиться:
Оставив устройство подключенным примерно на 20 минут, и посмотрев потом на состояние АКБ, было видно, что она начала потихоньку принимать заряд и уже напряжение на клеммах дошло до 12,2 Вольт. Как говорится, процесс пошёл.
Оставив аккумулятор на зарядке, на следующий день он был полностью заряженным, и после проверки нагрузочной вилкой (спустя несколько часов после отключения) напряжение под нагрузкой держалось около чуть меньше 11 Вольт, что говорит об исправности батареи.
Минусы этого зарядника, на мой взгляд, только один — высокая цена, которая на сегодняшний день составляет порядка 11 тысяч рублей. И многие предпочтут купить пару аккумуляторов, чем одно зарядное устройство, но если вы планируете купить качественный прибор и на всю жизнь, то я бы рекомендовал именно CTEK. Ниже можно ознакомиться с ним более подробно:
Если у вас есть опыт оживления с зарядниками более бюджетного класса, обязательно оставляйте свои комментарии ниже, уверен, что подобный опыт будет многим полезен.