Неисправность насоса охлаждающей жидкости (помпы) на ранних стадиях может быть практически незаметна. В других случаях, она проявляется внезапно и может привести к весьма печальным последствиям. Например, к обрыву ремня ГРМ и загибу клапанов двигателя.
Существует несколько признаков (симптомов), обратив внимание на которые, даже не искушенный в вопросах автормента водитель сможет самостоятельно определить, что этому механизму приходит конец.
На примере помпы системы охлаждения карбюраторного двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 посмотрим, что это за симптомы.
Как понять, что пришла пора заменить помпу системы охлаждения двигателя?
1. Корпус помпы и детали двигателя рядом с ней начали отсыревать (запотевать).
При визуальном осмотре можно обнаружить сырость, запотевание и даже капли влаги на ее корпусе и поддоне двигателя со стороны помпы. В большинстве случаев удается заметить сырость именно на поддоне, так как для доступа к корпусу насоса и проведения его осмотра нужно снимать крышку привода ГРМ, что не каждый делает.
Уровень жидкости в расширительном бачке при этом практически не падает. Если и приходится доливать ОЖ, то не слишком часто.
Причины такой проблемы — возможная не герметичность прокладки под корпус помпы или износ сальника на оси (при выходе сальника из строя ОЖ начинает сочиться через дренажное отверстие в нижней части помпы).
2. Заметная течь антифриза или тосола.
Если не обращать внимание на запотевание корпуса помпы и продолжать ездить дальше, то через некоторое время течь охлаждающей жидкости (ОЖ) усилится и не заметить ее будет уже сложно. Это будет уже очевидный признак выхода из строя помпы — заметная течь тосола (антифриза) под нее и дальше на поддон двигателя. Под автомобилем могут образовываться пятна и даже лужи из охлаждающей жидкости. Уровень антифриза в расширительном бачке постоянно падает и приходится все время доливать жидкость и доводить его до нормы.
Обычно на этой стадии большинство водителей как раз и начинают замечают неисправность, и принимают меры к ее устранению.
Следует учитывать, что течь ОЖ под помпу может случиться не только из-за износа сальника, но и при повреждении прокладки (уплотнительного кольца) под нее.
3. Появился шум (гул) при работе двигателя со стороны помпы.
Гул и шум от вышедшего из строя подшипника вала помпы может сопровождать подтекание жидкости. На ранних стадиях разрушения подшипника он не заметен, но со временем дает о себе знать, ощутимо выделяясь на фоне общего шума при работе двигателя автомобиля. . Для уточнения, что именно гудит помпа или генератор, можно снять ремень привода генератора и запустить двигатель. Если шум остался, помпа неисправна.
Выход из строя подшипника на котором вращается вал помпы откровенно опасный признак. Так как возможно его заклинивание, что приводит к обрыву ремня ГРМ и возможной встрече клапанов с поршнями двигателя. Хотя на двигателе 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 есть выемки в поршнях под тарелки клапанов, риск их погнуть, при определенном негативном стечении обстоятельств, все же есть.
Для подстраховки (даже если подшипник помпы еще не зашумел) необходимо периодически проверять люфт вала. Для этого придется снимать переднюю крышку ремня ГРМ и рукой, с усилием, покачивать вал помпы за зубчатый шкив. В исправной помпе люфта вала быть не должно.
4. Стала хуже греть «печка» (отопитель салона) автомобиля.
Использование некачественного тосола (антифриза) может привести к разрушению (разъеданию) лопастей насоса. Особенно если они изготовлены из пластмассы. Эффективность прокачки жидкости такой помпой будет снижаться, пока не пропадет совсем. В результате двигатель автомобиля начнет перегреваться, часто будет включаться вентилятор на радиаторе.
5. Двигатель автомобиля начал периодически перегреваться.
Если до недавнего времени вентилятор на радиаторе включался довольно редко и его работа была практически не заметна, то с некоторых пор он все крутит и крутит.
Одна из причин такой неисправности как раз выход из строя помпы.
Ремонт двигателя с применением герметика плюс загрязнение охлаждающей жидкости (например, если не менялась уже лет десять) в ряде случаев приводит к закупорке (частичной или полной) подводящего канала к насосу. Бывали случаи, когда после снятия помпы из под нее вываливался сгусток кусков герметика и ржавчины. В результате прокачка ОЖ через систему охлаждения двигателя постепенно снижается. Двигатель перегревается.
Устранить неисправность можно только сняв помпу и прочистив канал.
Таким образом обнаружив перечисленные признаки можно понять, что пришла пора заменить помпу системы охлаждения двигателя автомобиля.
Примечания и дополнения
Срок службы насоса системы охлаждающей жидкости (помпы) двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 довольно большой. Если установлена качественная деталь, то и 100.000 км пробега не предел. На ее работоспособность влияет качество изготовления, сила натяжения ремня, качество залитой в систему охлаждающей жидкости. Учитывая влияние этих негативных факторов на ее ресурс, то 30-40 тыс км — уже очень хорошо.
Поэтому, необходимо периодически проверять состояние помпы. Например, приурочить такую проверку к замене масла раз в 10.000 км пробега. Проверка включает в себя как минимум визуальный осмотр для обнаружения течи и покачивание шкива помпы (для обнаружения люфта).
-Водяной насос можно отремонтировать, спрессовав крыльчатку, шкив, вывернув стопорный болт подшипника. Чаще всего меняется подшипник и сальник. Но, проще сэкономить время и трудозатраты, и заменить неисправную помпу целиком, так как стоит она не так дорого.