— Вита, мой руки и присаживайся за стол. Будем ужинать, — сказала мама. Отец Виты уже сидел в ожидании тарелки и с нетерпением посматривал на жену.
В их семье было принято, что женщина — хозяйка на кухне. Она должна обслуживать мужчину, фактически с ложечки кормя ненаглядного главу семьи.
— Принеси папе салфетки, Вита. Подай хлеб и сметану к супу. Милый, для тебя достаточно теплый суп? Или сделать погорячее?
Так начинался каждый прием пищи, и Вита относилась к этому как к само собой разумеющемуся факту. Она привыкла, что отец даже чайник сам на плиту не ставит, что уж говорить о том, чтобы помыть за собой тарелку или поухаживать за женой. Поэтому, когда мама случайно подхватила простуду, она даже с высокой температурой стояла у плиты, едва держась на ногах. Отец не считал это чем-то героическим. Стандартная бытовая ситуация. А вот Вите было жаль маму.
— Я приготовлю, иди ложись, отдохни, — однажды она забрала у мамы фартук и с того момента половина обязанностей по дому легла на хрупкие плечи Виталины.
Когда маме пришлось уехать на целые выходные к тёте, она так волновалась, что едва не опоздала на поезд.
— Ты все поняла? Утром для папы приготовь творожок со сметаной… он любит именно рыночный, топленый творог. И не забудь, что…
— Две ложки сахара в кофе, — продолжила Вита. Она знала предпочтения отца, но… случайно проспала и не позаботилась о том, что нужно с вечера готовить продукты к завтраку. Отец работал и по субботам, поэтому, когда Вита вскочила на двадцать минут позже, чем нужно, отец уже надевал пальто. Он был не в духе.
— Папочка… ты поел? — спросила она.
— Нет.
— Но как же?
— На работе попрошу секретаршу сделать кофе.
На этом разговор был окончен, а когда вернулась мать, Виту впервые серьезно наказали.
— Ты взрослая девица, а не можешь делать элементарных вещей! Твоя задача проста — накормить мужчину, чтобы он ушел на работу сытым! — кричала мать.
— Я не специально! Да и папа мог бы сам… — Вита заплакала. Ей было очень обидно. Она могла бы понять свою вину, если бы она не покормила кота или маленького ребенка, но ведь отец был вполне дееспособным взрослым человеком и мог самостоятельно налить себе чай, сделав хоть раз исключение. Или, в конце концов, он мог разбудить Виту. Но он предпочел гордо уйти из дома голодным и доложить жене о том, что их дочь — безответственная лентяйка.
— Запомни раз и навсегда — женщина должна заботиться о мужчине. Уясни это и больше никогда не спорь. Так было всегда и всегда будет! — мать была зла, словно разъяренный бык.
Вите ничего не осталось, как виновато опустить глаза и попросить прощения.
Со временем неприятная история ушла в прошлое, но Вита на всю жизнь запомнила тот день и поняла, что женщина обязана прислуживать и не допускать оплошностей. Так уж ее воспитали.
И все же где-то в глубине души у нее оставалось зерно сомнения в том, что все женщины живут так. Например, когда она пришла в гости к подружке, ее отец позвал девочек пить чай, и сам накрыл на стол. Вита была поражена до глубины души и рассказала об этом маме.
— Разве твоя подруга живет только с отцом?
— Нет… У нее есть мама. Она работала в этот день.
— Это ненормально. В крепкой семье, где есть и отец, и мать, мать должна заниматься кухней и семейным очагом, а отец работать. Надеюсь, что ты понимаешь это.
— Да, конечно, — ответила Вита. А через год подруга сказала, что ее родители развелись.
— Вот видишь, все потому, что женщина не смогла обеспечить мужчину уютом и заботой. Сначала он сам наливает чай, потом готовит и гладит рубашки… а потом понимает, что жена ему совершенно ни к чему, и уходит, — сказала мама и в очередной раз напомнила Вите о ее месте в жизни.
Неудивительно, что Виталина выросла отличной хозяйкой. Она умела готовить, была аккуратисткой, каких поискать и могла бы даже преподавать домоводство для девушек. Даже профессию она выбрала женскую — нянечкой в детском саду. Хоть мама и не хотела, чтобы дочь работала, но реалии жизни были такими, что выгодную партию для Виты родители на тот момент не нашли, а содержать девицу и жену их идеальный глава семьи в одиночку уже не мог. Да и Вита не хотела сидеть дома. Для них двоих с мамой по дому не находилось столько дел.
И все же мама часто напоминала дочери, что надо задуматься о семье и ждала того самого, кавалера, который станет для Виты «каменной стеной, защитой и опорой».
Вита же как хорошая, примерная девушка притягивала к себе плохих парней, которые не проходили родительский фейсконтроль и были тут же отсеяны без права на помилование. И только один парень, Дмитрий, вроде бы показался родителям Виты неплохим.©Стелла Кьярри
Дима очень гордился тем, что работал в банке. Они познакомились, когда Вита пришла, чтобы разобраться с проблемами в личном кабинете, и Дмитрий с удовольствием ей помог. А потом ненавязчиво попросил номер телефона. Разумеется, Вита продиктовала, не задумываясь, что сотрудник банка будет использовать номер в личных целях.
Он позвонил тем же вечером.
— Да? — ответила она.
— Это Дмитрий…
— Какой Дмитрий?
— Консультант. Вы сегодня обращались ко мне за помощью.
— А, простите. Не узнала. — извинилась она и тут же испугалась. — Что-то не так? Появились проблемы?
— Нет, я вовсе не поэтому звоню.
— А зачем?
— Хочу позвать вас в кафе.
Дмитрий не дал Вите время на размышления. Он просто скинул ей адрес сообщением и прислал несколько смайлов.
А вот Виталина не знала, как быть. Коллеги посоветовали ей не отказываться от шанса на отношения и дать решительному сотруднику шанс. И Вита согласилась.
Встреча за встречей, шло время, и Вита понимала, что Дмитрий вполне неплохой вариант. Он был образованным, амбициозным и что немаловажно, имел свою жилплощадь. Этот пункт его «резюме» особенно понравился матери Виты. Она изволила познакомиться с женихом дочери и накрыла большой праздничный стол.
Дмитрий был шокирован тем, с каким почетом его «обслуживали» две дамы. Они с отцом Виты сидели как два короля, только открывая рот и пережевывая.
— Нам нравится Дима, — одобрили родители.
— У тебя классные родители, — оценил Дмитрий.
Пару официально благословили на отношения, и Вита стала приезжать к Дмитрию домой, чтобы не тратить деньги на походы в кафе и кино.
— Фильмы можно и дома посмотреть, у меня есть подписка, — подмигнул Дима, приглашая Виту к себе.
Как он и предполагал, Виталина была подготовлена к семейной жизни.
— Чувствуй себя как дома, — сказал он, кивнув на кухню.
— Хорошо, — улыбнулась она, не подозревая подвох.
— Какой фильм будем смотреть? Комедию, боевик?
— Я бы мелодраму посмотрела.
— Хорошо. Тогда спагетти.
— Спагетти? — переспросила Вита.
— К мелодраме отлично подойдет итальянская кухня. В холодильнике есть продукты, может, приготовишь для нас ужин? — ласково попросил Дмитрий. — Я с самого утра ничего не ел!
— Правда? Это нехорошо. Надо питаться правильно и по расписанию, — заволновалась Вита. Она быстро освоилась на кухне Димы, и уже через час холостяцкая квартира наполнилась ароматом томатов и базилика.
— Пальчики оближешь! — похвалил Дмитрий. Он восседал с вилкой в руках и смотрел, как его девушка колдует на кухне. Вита прошла испытание на 10 баллов из 5. Дима был так доволен, что стал приглашать Виту к себе через день. А она была рада стараться, слушая маму и балуя Диму кулинарными шедеврами.
— Не забудь, что чистота — залог здоровья. Возьми с собой тряпки и вычисти кухню. Чтобы Дима знал, какая ты хозяйственная. А перед знакомством с потенциальной свекровью надо провести генеральную уборку. Возьми выходной и отнесись к этому ответственно. Пусть все блестит.
Дима и правда вскоре решил познакомить маму с Витой.
— Завтра будь готова в семь. Мама любит русскую кухню. Не надо ничего особенного готовить, главное, чтобы она видела, что ты можешь меня накормить, — посоветовал Дмитрий.
Конечно же, Вита с самого утра начала приготовления. А потом поехала к Диме с целым арсеналом чистящих средств, чтобы вылизать до блеска его квартиру к приему свекрови.
Дмитрий не ожидал, но обрадовался. Он смотрел футбол, пока Вита с тряпками носилась по квартире, наводя чистоту. Молодые люди так увлеклись каждый своим делом, что прозевали время. Да и Аглая Романовна пришла раньше, чем планировалось.
Она открыла дверь своим ключом и увидела удивительное зрелище.
— Дима? Ты что, нанял уборщицу? — она сверху вниз посмотрела на Виту, которая на четвереньках самозабвенно мыла пол в прихожей.
От неожиданности Вита выплеснула воду из ведра на пол, прямо под ноги потенциальной свекрови.©Стелла Кьярри
— Девушка, да вы что делаете?! — отшатнулась Аглая Романовна.
— Простите… я все уберу.
— Мама? Ты что-то рано, — Дима вышел из комнаты, чтобы забрать пальто у мамы, пока Вита поспешно вытирала лужу.
— Это кто? — Алгая Романовна спросила у сына.
— Виталина.
Воцарилась тишина.
— Ясно. А я думала Золушка.
Вите было очень неприятно. Аглая Романовна не оценила ее стараний, скорее продемонстрировала неприязнь. Тем не менее Вита поспешно переоделась и побежала на кухню, чтобы подать еду.
Мать и Дмитрий сели за стол, а Вита, как настоящая хозяйка порхала по кухне, угощая гостей. Во всяком случае так рассудила мама Виты, когда та рассказала ей, как прошел вечер.
— Ты довольна? — спросила мать.
— Нет, — сказала Вита.
— Почему?
— Не знаю.
— Думаю, что Аглая Романовна просто не ожидала, что у ее сына такая замечательная невеста. Привыкнет и все будет хорошо.
Вита решила довериться опыту мамы. Она продолжала ездить к Диме и баловала его, ожидая, что он наконец-то объявит ей о том, что готов жениться. Ведь именно ради этого все и затевалось.
— Вита, думаю, что тебе нужно поговорить с Димой. Прямо сказать, что ты готова пойти замуж. Время идет, ты не молодеешь… — сказала мать однажды.
— Хорошо, я попробую намекнуть.
Вита не была сторонницей таких разговоров, но ей начинало надоедать такое потребительское отношение. Дима с удовольствием приглашал ее к себе, оставлял на ночь, а потом она возвращалась домой. Так повторялось целый год. Год вкусных супов и пирожков, год чистоты и заботы за фактически посторонним мужчиной.
Временами эта мысль посещала ее голову, но Вита в силу воспитания тут же ее отбрасывала, оправдывая себя тем, что всего лишь выполняет функцию хорошей жены. Пусть и раньше, чем случилась свадьба, как бы авансом, чтобы приучить Диму к себе. И Дима, казалось, очень даже привык. Он не представлял себе жизни без Виты. Молодой человек знал, что как бы она ни устала на работе, в каком состоянии она бы не была, но замечательная девушка Вита всегда приедет и позаботится о нем и порой, даже лучше, чем родная мать.
Кстати, Аглае Романовне Вита не понравилась. Она называла ее Золушкой и ждала, когда наконец Дима встретит нормальную девушку, которая будет ему под стать.
Впрочем, Вита не знала об этом. Она с нетерпением ждала Нового года. Праздника, когда случаются чудеса и исполняются мечты.
Перед Новым годом Вита несколько раз намекнула Дмитрию, что готова перейти на новый этап отношений и хочет чего-то более серьезного.
— Милая, я знал, что ты сама это скажешь, — засиял Дима. Он купил коробочку и стал ждать боя курантов.
Стол ломился от закусок. Вита рассчитывала, что приедет и Аглая, но мать жениха отчего-то отказалась праздновать с сыном и потенциальной невесткой. Родители же Виты решили не мешать и не смущать жениха, который наверняка будет делать предложение их дочери. Они были уверены, что Дима на крючке и совсем скоро быть свадьбе.
Однако, отведав салаты и приступив к горячему, Дмитрий выслушал торжественную речь и поздравил Виту с Новым годом. А после достал коробочку и положил перед ней на стол.
— О… я так рада! — ахнула Вита. Она вспомнила слова мамы и поняла, что не зря столько времени готовилась к семейной жизни.
— Пора перейти на новый этап. Ты согласна? — спросил Дима, жуя салат.
Вита открыла коробочку и некоторое время смотрела на ее содержимое. Затем она вынула оттуда ключ и положила на стол, проверяя, нет ли в коробке чего-нибудь еще, например, колечка. Но коробочка оказалась пуста. Тогда она заглянула в свой бокал, под тарелку и даже посмотрела на диван и на пол, думая, что кольцо вывалилось из коробочки, пока она ее открывала.
— Я что, проглотила его?! — испуганно спросила Вита.
— Кого? — не понял Дима.
— Кольцо.
— Какое кольцо? Ты что-то потеряла? — не понял Дмитрий, озадачившись.
— То самое, которое ты должен был мне подарить! — не выдержала Вита, расплакавшись от досады.
— Милая, но я не собирался дарить кольцо. Я подарил тебе гораздо большее — ключ от своего сердца! Как известно, путь к сердцу мужчины лежит через его желудок, ты отлично готовишь и без труда завоевала мое сердце! Поэтому я решил, что теперь можно смело вести совместный быт и жить вместе. Так что ключ универсальный. И от сердца, и от замка. Такая привилегия есть только у двух женщин. У моей мамы, а теперь и у тебя.
Вита подняла взгляд на Дмитрия. Она смотрела на него и думала, что он совершенно не понимал ее. Он считал, что Вита будет для него готовить, убираться, стирать и обслуживать, проще говоря бесплатно выполнять функцию домработницы и дальше.
— Ты согласна, дорогая? За нас? — он поднял бокал.
— Нет, — Вита отложила коробочку и начала поспешно собираться домой.
— Как это? Ты куда?
— К родителям. Хочу сказать им спасибо, что воспитали меня идеальной служанкой.
— Глупости. Почему служанкой?
— Потому что я целый год бесплатно пахала на тебя, так и не дождавшись предложения.
— И ты туда же. Все вы женщины одинаковые. Как только мужчина дает слабину, тут же тащите его под венец. Хищницы, которые только и думают о свадьбе. Вы воспринимаете нас, мужчин как потенциальных мужей. А может, мы вообще не хотим жениться? Может, нам и так хорошо?
— Конечно, хорошо. На всем готовом! — Вита была очень зла. Она вспомнила тот день, когда сомневалась в материнских словах. Вспомнила и отца подруги в фартуке. Видимо, это был знак для Виты. Но она предпочла его не замечать и жить дальше так, как велела ей мама. Вот к чему это привело. Более года было потрачено впустую!
Вита больше ни минуты не хотела оставаться в доме Димы. Он что-то ей говорил, но она не слушала его. Любовь прошла.
Домой она приехала замерзшая, голодная и злая.
— Что-то не так? — мама, как обычно, встретила ее в фартуке. Новый год уже наступил, а она так и не присела. Все кружила вокруг отца.
— Да, мама. Вся наша жизнь не такая. Снимай фартук. Садись за стол. Пусть отец за нами поухаживает, мы же леди в конце концов! Или прислуга? — Вита заявила это, глядя матери в глаза. Удивительно, но мать не стала на нее кричать или злиться. Она отвела взгляд и едва слышно вздохнула.
— Поссорились?
— Я ушла от него. К счастью, он не сделал мне предложение. Женись он на мне, я бы повторила твою судьбу. А я этого не хочу.
— Дочка, давай поговорим… — мать пошла за ней, но Вита так и не вышла из комнаты до утра. А утром она сказала, что будет искать недорогую квартиру в аренду и переведется в частный сад с более высокой зарплатой, чтобы полностью себя содержать. А еще будет вести кружок по кулинарии для младших школьниц. В общем, займется карьерой, а не построением отношений в угоду родителям.
— Ты что?! Женщина не должна… — начала мать.
— То, что должна женщина решает только сама женщина, мама, — твердо сказала она и, прихватив сумку, ушла. С тех пор Вита больше не прислуживала, позволяя мужчинам ухаживать за собой и искать ключ от ее сердца.