Какой ряд разрешается занимать во время движения? Как правильно вести себя на многополосной дороге? Обязательно ли ехать в правом ряду, если он свободен?
Общие требования
На многополосных дорогах водители могут опережать автомобили, не выезжая на встречку. Это снижает риск лобового столкновения, но повышает вероятность бокового касания. Для более безопасного вождения существуют ограничения, прописанные в пункте 9.4 ПДД.
За границами населенных пунктов действует увеличенный скоростной порог – 90 км/ч. На автомагистралях он еще выше – 110 км/ч. В городах тоже есть участки, где можно двигаться быстрее стандартных значений, развивая скорость до 80 км/ч. Перед такими отрезками пути устанавливают знак 5.3. Во всех вышеперечисленных случаях водитель обязан держаться как можно ближе к правой кромке проезжей части. Ехать по левой полосе при свободной правой в таких местах запрещено.
В населенных пунктах действуют другие правила. В пределах городской черты водители имеют право использовать наиболее удобную полосу. Однако если движение интенсивное, перестраиваться из ряда в ряд без причины нельзя. Это можно делать, только если вы собираетесь объехать препятствие, повернуть либо развернуться.
Отдельное ограничение касается дорог, на которых в заданном направлении имеется больше двух полос. На них разрешается ехать по любой полосе, кроме крайней левой. Она как бы остается «про запас». Ее можно занимать только тогда, когда все остальные заняты, а также для совершения маневра (разворота либо поворота). Для грузовых машин массой свыше 2500 кг запрет еще строже. Водителям такого транспорта разрешено использовать крайний левый ряд только для того, чтобы опередить кого-то, повернуть или развернуться.
Если в попутном направлении есть только две полосы, в городе можно ехать по любой из них. А вот вне населенного пункта придется все время придерживаться правого ряда.
Бывает так, что на трассе требуется опередить сразу несколько автомобилей. В этом случае необязательно каждый раз возвращаться в исходное положение. Когда первая машина останется позади, можно продолжить движение по левой полосе, чтобы догнать следующий объект.
Могут ли оштрафовать?
Наказание за езду по «неправильной» полосе действительно предусмотрено. Санкции прописаны в части 1 статьи 12.15 КоАП . По степени тяжести такой проступок приравнен к движению по обочине, пересечению колонны транспорта и нарушению порядка встречного разъезда. Если факт будет зафиксирован, водителю придется заплатить штраф в размере 800 грн.
На практике такие постановления выносятся крайне редко. Автоматические камеры езду по крайней левой полосе не распознают (их этому никто не «учил»). Сами инспекторы полиции больше нацелены на выявление других правонарушений. Обычно они ловят пьяных водителей, выписывают штрафы за ремни безопасности, выключенные фары или отсутствие документов. Нарушение рядности для них второстепенно, поэтому оно часто остается без внимания.
При движении по правой полосе машину опережают слева. А вот если автомобилист выбрал левую полосу, этот маневр могут совершать зеркально, что не совсем привычно. Нарушения в этом нет, но такие ситуации все же нежелательны. Дело в том, что при внезапной нештатной ситуации водитель подсознательно стремиться взять правее. Мозг как бы напоминает ему, что там – обочина, на которой можно остановиться. В такой момент повышается вероятность столкновения. Этот факт обязательно нужно учитывать.