Раньше в Украине существовал настоящий культ печи. И не только потому, что в ней варили пищу, пекли хлеб, сушили зерно, на ней спали, лечили простуды и тому подобное. Печь была глубоким символом родного очага, непрерывности рода.
Связанном с печью очагу предки приписывали чудодейственные силы покровителя рода. Поэтому печь была тем священным местом, где женщина рожала ребенка.
В то же время печь — обитель старших членов семьи. По поверью, печь может взять больного ребенка и вернуть его здоровым.
Печь часто белили, украшали декоративными росписями (Подолье), вытынанками (Хмельницкая область), раскрасками из бумаги (Петриковке). То есть печь была символом высоких эстетических вкусов украинцев. Категорически запрещалось плевать в горящий огонь, ругаться у печи. Печь была оберегом от разной нечисти. Лучину, угли, пепел использовали при гаданиях, лечении больных.
В знак уважения к вековечной кормилице украинцев на Ровенщине даже сооружен памятник печи.
В фольклоре, литературе печь символизирует святость, непрерывность жизни народа, светлое детство, тепло, уют и др. По словам В.Земляка, «для настоящего украинца печь все равно, что алтарь для верующего».
Украинская печь кормила, грела и лечила. Спали и на ней, и около нее — на лежанке, досках, прилаженных от печи к стене. К печи относились, как к святыне – подобию домашнего алтаря. Около нее не ссорились и не ругались:
Печь ковыряла девушка во время сватовства — обращалась за опекой к душам умерших предков, потому что они якобы живут именно там — под печью. Ее воспринимали почти как живую. «Печь наша хохочет, каравая хочет», — припевали женщины, сажая в нее свадебный хлеб.
Хозяйка следила, чтобы заслонка печи была всегда закрытой, — «чтобы враги по селу рот не раскрывали». Подбеливали печь каждую субботу, а на ночь оставляла в ней чашку с водой и полено — «чтобы печи было, что есть и пить».
Чтобы ребенок рос здоровым и богатым, его после крещения клали на печь на кожух. Больного рахитом младенца на хлебной лопате трижды засовывали в теплую печь — «перепекали». Веря, что печь и связанное с ней утварь не только обеспечивала благополучие, но и отводила зло, очищала. Поэтому, чтобы молния не зажгла дом, в печь бросали освященную вербу. А чтобы отвести градовое облако, на двор выбрасывали накрест ухват и хлебную лопату, стоящую в углу у печки.
Раз в год печь должна была отдыхать. Под старый Новый год, после приготовления кутьи на Щедрый вечер, в печи целые сутки ни готовили и не разжигали. Даже сидеть на ней нельзя было, не то, что спать.