— Да уж! Я о тебе лучшего мнения была, Дашенька! – язвительно заметила свекровь, когда Дарья с мужем объявили о скором пополнении.
— А что не так? Вы же столько лет от меня внуков требовали! А теперь не рады? – усмехнулась невестка.
— Рада? А чему мне радоваться? Тому, что теперь надо думать, как вам всем разместиться в той конуре, которую ты зовешь квартирой и из которой не хочешь переезжать?
— Лидия Ивановна, всю эту неразбериху с жильем начали вы! Меня моя квартира вполне устраивала. А теперь, вашими усилиями, ваши сыновья не общаются, а я по общему мнению – корень зла!
— Ты сама во всем виновата! Послушалась бы меня, жили бы в просторной «двушке»! Забочусь о вас, только вот вся моя забота грязью залита!
— Ну естественно! Вы – святая женщина, а невестка вам досталась плохая. Только вот вы забыли, что ваш хитроумный план явно имел цель не улучшение наших жилищных условий, а лишение меня единственной собственности.
— Это ты так решила. И сыновей моих друг против друга настроила!
— Вы знаете, я думаю, что мне пора! В мою конуру!
После этого Даша твердо решила, что общение с этой дамочкой закончено. На ближайшие годы – точно!
Даша была единственным ребенком в семье. От бабушки ей в наследство досталась небольшая однокомнатная квартира, в которой она жила, будучи студенткой. С Кириллом она познакомилась уже после окончания университета. Два года ребята встречались, еще год жили вместе в квартире Даши. К решению пожениться ребята подошли со всей серьезностью и ответственностью. Обговорили «на берегу» все важные вопросы – планирование бюджета, совместные крупные покупки, отдых. Единственный вопрос, который обошли обсуждением — рождения детей. Оба строили карьеру и становиться родителями в ближайшем будущем не планировали.
— Даш, а если случится незапланированная беременность? – однажды спросил Кирилл.
— Давай решать проблемы по мере их поступления! Сейчас я ребенка не хочу, но если вдруг… Тогда будем взвешивать все «за» и «против».
Родители Даши, зная характер своей дочери, с требованием немедленно родить внука, к молодой семье не лезли. А вот родителей Кирилла — решение отложить появление потомства до лучших времен — совершенно не устроило. У Кирилла есть старший брат, который много лет жил один, ни с кем не встречался. От него бесполезно было чего- то ждать и требовать. А Кирилл, как младший, более послушный и женатый к тому же, — идеальный ребенок.
Настолько идеальным, что свекровь решила поднять вопрос о детях сразу после того, как отгуляли свадьбу.
— Ну что, молодые? Когда нас внуком осчастливите?
Вопрос был настолько неожиданным и бестактным, что Даша решила просто отшутиться.
— Как жилплощадь позволит, так сразу.
-А что у вас не так с жилплощадью?
— Ну у меня однушка крошечная. Там наши вещи едва помещаются, а вы хотите, чтобы мы ребенка заводили?
— Ну вы, молодежь, совсем обнаглели! Мы с мужем двоих родили в комнатке общежития. И ничего, жили хорошо, дружно. Друг за другом приглядывали, на общей кухне варили еду и пеленки сушили! И заметь – без всяких памперсов обошлись. – уточнила женщина.
— Ну и хорошо. Но раньше так многие жили. А сейчас есть возможность жить хорошо. Зачем умышленно себе жизнь портить? Надо пользоваться цивилизацией. А не портить себе жизнь.
— То есть, для тебя родить ребенка – это жизнь испортить? М-да уж, — последняя фраза капнула с уст свекрови ядом. Она многозначительно посмотрела на своего сыночка, который пытался вставить хоть слово и перевести разговор в шутку.
— Мам, Даш, ну перестаньте вы! Хватит ссориться по пустякам.
— Ты тоже считаешь, что дети – это пустяк? – глаза матери едва не выпали из орбит. — Вот и дожила! Вырастила сына! Отец, ты слышал, что тут наши молодожены выдали! Дети у них – пустяк! Родить ребенка – жизнь испортить! Кирюш, сынок, что это? Это ее влияние, да? Это она тебя настроила?
— Мама-а, меня никто не настраивал! Это наше общее решение. Сейчас не до детей. Как только мы решим, что пора подумать об этом, ты первая узнаешь, -Кирилл попытался утихомирить мать.
— Подумать? Да куда ж думать–то? Двадцать шестой год вам! До скольки думать будете? До сорока? Я в вашем возрасте уже двух родила!
— Ну и что хорошего вы в жизни видели? – не выдержала Даша.
Она была ребенком поздним. И она считала, что дети не должны появляться по чьему–то требованию. Родственники – это хорошо, но растить ребенка родителям. Им и решать. Оказалось, в семье мужа было по-другому. Самое обидное, что выяснить этот вопрос раньше было невозможно. Мать Кирилла не считала Дашу серьезным вариантом. Думала, что сын бросит ее при первой же возможности.
Когда ребята решили съехаться, она скептически подметила:
— Да ему не хочется за квартиру платить. Вот и переехал к ней. Появится хороший вариант, сразу бросит! На что там смотреть!
В итоге, сын не только не бросил неугодную девушку, но и решил жениться.
Даша для себя решила, что общение с родственниками мужа надо будет свести к минимуму. Тогда можно будет надеяться на спокойную жизнь. Ведь отстали же родители от старшего сына. Тот давно уже живет один и не планирует жениться. Знала бы Даша, что в скором времени на маховик репрессий свекрови намотает не только их с Кириллом, но и его старшего брата, не стала бы вообще общаться с родителями мужа.
Спустя год брака Кирилл и Даша сделали в квартире небольшой ремонт, чтобы организовать пространство и сделать квартиру более комфортной, а также разместить все имущество небольшой семьи. После того скандала по поводу детей Даша старалась не попадаться на глаза свекрови, чтобы не провоцировать новые стычки. Терпеть такое отношение она не собиралась, но и ругаться с родителями мужа тоже не хотелось. Даша всегда с неприязнью относилась к тем женщинам, которые вступали в такие войны за мужчин. Причем одинаково раздражали и мамы, и жены таких несчастных. Однако, все же Даше пришлось переступить через себя и поехать в гости к свекрам. У отца мужа намечался юбилей, праздновать который планировали в ресторане. По случаю серьезной даты решено было приобрести дорогой подарок, на который откладывали заранее.
На празднике, преподнеся подарок, Даша услышала, как свекровь довольно громко заметила:
— На детей, значит, денег у них нет, а дарить всякую ерунду дорогущую – нашлись средства!
«Терпи! Это всего один вечер!» — подумала Даша, чтобы снова не ввязываться в скандал. Однако избежать его не удалось.
Буквально посреди праздника свекровь подсела к ней и начала беседу тоном заговорщика.
— Ну что? Вы нас сегодня порадуете?
— Чем? Мы же подарили уже подарок!
— Ну это понятно! Только я о другом говорю. Ну, какой срок–то?
— Срок чего? – Даша искренне не понимала, о чем говорит свекровь.
— Ты оглумела на гормона,х что ли? – не выдержав, психанула женщина.
— Каких гормонах, вы, о чем?
— О беременности! Переставай прикидываться! Вы сегодня объявите, что внука нам подарите? – свекровь явно была не в себе.
-Мы не планируем пока. Я же вам об этом говорила.
— И что, год прошел, ты так и не захотела? Я не верю! Я уж надеялась, что вы сегодня с радостной новостью придете, а вы только с ненужными подарками! Все детей хотят!
— Прямо все?
— Конечно! Все НОРМАЛЬНЫЕ женщины хотят детей!
— Считайте меня ненормальной, я не хочу пока. – Даша решила со всем соглашаться и ни на что не обижаться. Иначе неминуем еще один скандал. Она отчаянно искала мужа глазами, но тот стоял и о чем–то оживленно беседовал со старшим братом.
— Но ведь ты даже не знаешь, хочешь ты или нет! Вот родишь – и поймешь, какое это счастье! – давила свекровь.
— А если я пойму, что все еще не хочу? Куда потом ребенка девать? Вы себе заберете? Или в детский дом отдадите?
— Как это? Нам–то его куда? Да и вообще, я внука хочу! Так и знайте!
— Учту! Ваш заказ принят, ожидайте! – Даша встала, желая спастись от неприятного диалога бегством. Однако, свекровь решила, что еще не все сказала.
— Ну –ка сядь! Я не закончила! Ты мне в прошлом году сказала, что не будешь рожать, пока не будут позволять жилищные условия?
— Да. – устало согласилась Даша.
— Ну так я все придумала! У нас Вадик, старшенький наш, живет в бабушкиной двухкомнатной квартире, давайте вы поменяетесь и будете жить там. А он все равно один, ему и вашей однушки хватит.
Логичное и заманчивое, на первый взгляд, предложение подозрительно попахивало какой–то подставой. Только Даше никак не удавалось понять – откуда ждать подвоха. Поэтому она молча смотрела на мать мужа, ожидая пояснений. Молчание было расценено неверно.
— Ну что, я вижу, что ты согласна. Значит в понедельник пойдем оформлять бумаги?
— Какие?
— Ну как? О передаче нам квартиры.
— Какой? – Дашу уже раздражало то, что она весь разговор немного тупит, не понимая гениальные планы свекрови с первого намека.
— И как с тобой Кирилл живет? Ну что тут непонятного? Ты свою квартиру оформляешь на нас, а вы переезжаете в нашу квартиру.
— Квартира не ваша, а ваших сыновей. – подметила Даша. — Кирилл говорил, что ее бабушка на всех подписала. А почему я свою вам должна подарить?
— Ну а как иначе? Вы же получаете нашу двушку. Хотелось бы взамен хоть что-то получить! – замахала руками свекровь.
— То есть, вы ее на нас с Кириллом оформите?
— Нет, конечно! Просто Кирилл ее получит в качестве наследства, когда мы с его папой умрем.
— Ага, получит ее, неизвестно, когда, как наследство, на которое я не смогу претендовать. При этом свою квартиру я потеряю и тоже не смогу на ее забрать в случае развода. Все правильно? Плюс ко всему, она не ваша, а значит – от вашей смерти ничего не изменится. То есть, я в проигрыше в любом случае, — парировала Даша.
— А ты, значит, о разводе думаешь, когда замуж выходишь? О собственной выгоде? О смерти родственников мужа? Да-а уж, не ожидала от тебя! А сынок мой в курсе, на какой корыстной меркантильной женщине он женился?
Даше искренне казалось, что она попала в параллельную реальность. Половину разговора она не соображала, а во второй — оказалась меркантильной дамочкой, отказавшись отдавать свою квартиру за призрачные обещания сомнительного счастья в будущем.
Встав с места, она молча пошла искать мужа, ей просто необходимо было поговорить с кем – то, кто не считает ее тупицей.
Мужа она нашла на крыльце ресторана. Не курящий в обычной жизни муж, курил одну за одной, нервно бросая окурки в урну и периодически промахиваясь. Судя по тому, сколько их валялось повсюду, сидел он тут давно.
— Кирилл. Ты в порядке? Что – то случилось?
— Ты, о чем сейчас с матерью говорила? – вместо ответа спросил муж.
— О том же самом, с вариациями. Дети, расширение жилплощади, переоформление моей квартиры на твоих родителей. В итоге я осталась жадной и корыстной.
— Значит ты уже в курсе. На меня сейчас наехал с претензиями брат. Представляешь, мать ему напела, что мы требуем отдать нам его квартиру. Мол, мы же в ней оба хозяева! Взамен предлагаем твою. А он в той квартире уже пять лет живет. Ремонт сделал дорогущий. Планировал у меня выкупить мою долю в ней.
— То есть как, мы требуем освободить квартиру? – Даша поняла, что снова чувствует себя тупой.
— Ну вот так. Будто ты поставила условие – будет большая квартира – будут и внуки. И еще, будто ты с них потребовала эту самую квартиру. А им, несчастным, откуда брать? Правильно! Выселить Вадима из его квартиры! Он сейчас мне такую лекцию прочитал! Теперь он на меня обиделся, а о тебе он вообще самого отвратительного мнения. А я стоял и глазами хлопал!
— Не волнуйся, я так же хлопала. Знаешь, как мне это все твоя мама преподнесла?
И Даша рассказала мужу о том, что предложила свекровь. Несколько секунд муж молча смотрел на нее, пытаясь понять шутит она или говорит серьезно. Поняв, что весь этот бред происходит на самом деле, муж нервно засмеялся.
— Слушай, ну круто она придумала! Молодец! Заботится о детях! Вадим нам ремонт в двушке сделал, родители ему за это твою однушку отдадут, все вроде довольны. Ну, кроме тебя, очевидно. Но ты же теперь родишь. Получишь ребенка в подарок. А он, как известно, источник абсолютного счастья!
— Наконец – то я не чувствую себя тупой! Спасибо, муж, что все так подробно пояснил! – улыбнулась Даша и уселась рядом с ним на скамейку, — что делать будем?
— Я ничего не буду. Не хочу даже к ним ездить пока.
— Согласна с тобой.
Однако, свекровь не думала так легко отступать. Она быстро придумала другой план – поменять своей квартирой с молодежью. Они с мужем много лет жили в двухкомнатной квартире, которую получили от предприятия, на котором трудились. Квартира хоть и была просторная, но нуждалась в капитальном ремонте. Таком, стоимость которого вполне могла перекрыть стоимость самой квартиры.
— Кирилл, я жду вас с Дашей сегодня в гости, у меня новости! – торжественно объявила мать по телефону.
— Нет, мам, мы не поедем. Мы еще от юбилея отца не отошли. Вадим со мной до сих пор толком не разговаривает, считает, что это мы придумали его выселить.
— Ну а кто, вы, конечно! Твоя супруга ультиматум поставила, из-за которого весь сыр – бор! Я уже всю голову сломала, придумывая варианты!
— Мам! Зачем! Если мы захотим ребенка, мы сами придумаем наиболее подходящий вариант. От того, что ты придумываешь варианты, один хуже другого, кстати, ребенка мы не захотим! Я боюсь, что после всего этого мы его вообще не надумаем рожать!
— Эгоисты вы! Вернее, женушка твоя. Ты до нее хороший, послушный мальчик был. А что сейчас? Каблук бесхребетный!
— И тебе всего хорошего!
— Я не договорила! Сегодня же чтоб оба у меня были!
— Нет!
— Ну тогда я сама к вам приеду!
Вечером Даша с Кириллом были как на иголках, ожидая приезда матери. Приехала она довольно поздно и сразу начала с критики:
— Ой, еле добралась до вас! Живете в какой – то дыре! Ни транспорта, ни инфраструктуры! То ли дело наш район – почти центр, кругом магазины, школы, садики, парки. Есть куда пойти с ребенком, воздух чистый!
— Мам, давай ближе к делу.
— Я решила, что вы в нашу квартиру переедете, а мы, так уж и быть, будем с отцом ютиться в вашей конуре! Но, чего ради внуков не сделаешь!
— Нет! – хором ответили Даша и Кирилл.
— Чего это? Или вы считаете это холупку лучше нашей сталинки?
— Мы тут два года живем, постоянно ремонтируем что- то, а ваша ремонт не видела с тех пор, как вы ее получили! Мам, хватит изобретать колесо! Мы никуда не переедем, Дашина квартира при ней останется. А если мы захотим ребенка, мы сами справимся! Успокойся, пожалуйста!
Даша молчала, оставив мужу прерогативу общения с родственницей. Снова чувствовать себя тупой не хотелось.
Словно не слыша сына, мать продолжила.
— Только вот документами сами занимайтесь! Отец сказал – ему лень! Говорит, после его смерти все оформим. Так что придется вам переехать в нашу, эту оформить на нас, а уж я потом дарственную сделаю на тебя, сынок. То есть, на вас, обоих, — добавила свекровь, увидев, как снова закатила глаза Даша.
— Лидия Ивановна! Вы меня настолько тупой считаете? Или себя чрезмерно умной? Вы серьезно думаете, что я соглашусь на это все? Что я сама отдам вам свою квартиру за призрачное счастье получить, когда – нибудь в дар вашу квартиру?
— А что тут такого? Мы же все по – семейному сделаем! А родня друг друга не обидит. У нас – так! Уж не знаю, как тебя воспитали и какой порядок был в вашей семье! У нас все честные и порядочные!
— Я даже не смею сомневаться! – тихо сказала Даша.
Поскандалив еще полчаса, мать уехала, так ничего и не добившись. Прошел еще год, в течение которого мать мужа постоянно заводила разговоры про детей, про квартиры, придумывая все новые варианты. Даша стала все чаще ловить себя на мысли, что не хочет детей вообще! Если раньше она рассматривала такую возможность в отдаленной перспективе, то сейчас вообще не допускала даже мысли родить ребенка в эту странную семью. Единственным адекватным человеком ей казался муж. Даже его брат не внушал доверия, ведь он поверил матери и вообще прекратил с ним всякое общение.
Периодически мать мужа пускала о Даше разные неприятные слухи о том, что невестка не может родить из – за «нехороших» болячек и многочисленных прерываний беременности в молодости.
— Да какой образ жизни она вела, не приведи бог! Вот сейчас и не могут родить! А говорят, будто не готовы пока, — делилась она своей «болью» с соседкой, которая выводила на прогулку двух внуков.
Иногда начинала вроде бы защищать невестку и оправдывать нежелание рожать:
— Ну а с другой стороны – куда сейчас рожать ей! Не молодая уже, не красивая, если Кирюша ее бросит, куда ей с дитем? Кому она будет нужна?
От таких сплетен тоже не становилось легче.
Прошел еще год, в течение которого мать не могла успокоиться, чем вконец испортила отношения между братьями. Кирилл с Дашей перестали ездить к ним в гости, стараясь сворачивать разговор с матерью, едва он начинал касаться темы детей и жилья. Даше уже жалела, что тогда, после свадьбы, ляпнула про этот пресловутый жилищный вопрос.
Между тем, им с Кириллом исполнилось двадцать восемь. Дни рождения у них шли один за другим, с разницей в месяц. День рождения Даши был первым. Муж в качестве сюрприза пригласил жену в известный ресторан. После праздника Даша едва не попала в больницу с жутким отравлением. Каждое утро ее тошнило и жутко кружилась голова. Муж уже сто раз пожалел, что вообще надумал подарить такой дурацкий подарок.
— Ну Даш, откуда же мне было знать, что в таком пафосном месте будет такая отвратительная кухня. хотя мне все понравилось. И я даже не траванулся. Наверное, у тебя слабый желудок!
Спустя неделю мучений, Даша решила обратиться в больницу, так как симптомы отравления не проходили, несмотря на лечение.
— Поздравляю! Ваше отравление оказалось беременностью! – с сияющей улыбкой заявил врач, рассматривая анализы Даши.
— Это вы по общему анализу крови поняли? – Даша была в таком шоке, что не нашла ничего лучше, как глупо пошутить.
— Нет, это у вас кровь на ХГЧ взяли, так как вас таких, с «отравлением», каждый день по пять приходит! И все как одна с задержками!
Даша вспомнила, что со всеми этими скандалами давно перестала следить за циклом. Предохранялись они с мужем как обычно, цикл был, как часы. Ей не приходило в голову перепроверять что- то. В итоге, быстро прикину в голове, Даша осознала, что у нее почти две недели задержки. Врач была права- Даша ждала ребенка.
— Спасибо! Я очень рада, что это не отравление.
— Что делать будем?
— Думать, — сказала девушка и вышла в коридор. Подумать было, о чем.
Муж новости обрадовался. Ему от всех этих разговоров давно хотелось ребенка, но он не решался об этом говорить, так как все тяготы беременности и родов все равно предстояло бы нести Даше.
— Ну а ты как? – спросил он с надеждой в голосе.
-Ты знаешь, я, кажется, тоже рада! Вернее, я не чувствую, что не хочу его. Мне не хочется от него избавляться.
Как и планировали, Даша с мужем начали решать проблему, как только она появилась. Решено было отказаться от доли Кирилла в квартире, которую занимал Вадим. В итоге, брат им отдал половину стоимости. С помощью этих денег удалось обменять квартиру Даши на двушку с доплатой. Не обошлись без кредита, зато получили просторную квартиру, в которой у ребенка была не только кроватка, но и своя комната. О причине таких резких перемен ребята решили молчать столько, сколько получится и позволит растущий живот. На последних сроках Кирилл старался ездить к родителям один. Благо теперь они жили от родителей на другом конце города, общих знакомых не было, столкнуться случайно вряд ли могли. Своим родителям Даша запретила говорить кому бы то ни было о беременности.
Когда подошел срок, Даша родила девочку.
— Как по заказу твоей мамы! – шутила она.
— В каком смысле?
— Ну мама твоя говорила, что хочет внучку. Вот, заказ выполнен! Согласись, я хорошая невестка!
— Самая лучшая! Я сегодня к своим еду, признаваться! Держите за меня кулачки! Если выживу, завтра приеду вас забирать домой!