В народе отечественный автопром принято уверенно ругать. Особенно, когда речь заходит об автомобилях, выпущенных для потребительского рынка. Советские автомобили были далеко не «ведрами с гайками». Однако, чего греха таить: репутация у отечественного автопрома именно такая. Впрочем, были в истории промышленности и бесспорно белые пятна. Одним из таких можно смело считать бензиновый двигатель ВАЗ-2103, которые многие автомобилисты из представителей старшего поколения и сегодня считают одним из лучших.
В 1966 году Минавтопромом СССР заключил договор о сотрудничестве с итальянской автомобильной компанией Fiat. Благодаря этому сотрудничеству в Советском Союзе появился ВАЗ-2101 «Жигули». Основой для данной модели послужил итальянский автомобиль Fiat 124. Позднее на базе «люксовой» модели того же автомобиля — Fiat 125 были созданы еще одни «Жигули» — модель ВАЗ-2103. Серийное производство советских седанов началось на Волжском автомобильном заводе в 1972 году.
Автомобиль ВАЗ-2103 «Жигули» оснащался одноименным бензиновым двигателем — ВАЗ-2103. Агрегат имел рабочий объем 1.5-литра и отдачу в 71 лошадиную силу. Создан советский ВАЗ-2103 на базе итальянского агрегата FIAT-124. При этом отечественный двигатель имел ряд важных отличий. Наиболее существенная разница заключалась в двух вещах. Во-первых, у советского мотора была более толстая стенка блока цилиндров – 215.9 мм вместо 207.1 мм у «итальянца». Во-вторых, в советском двигателе был увеличен ход поршня в сравнении с оригинальным мотором.
Так за что же его любили водители и механики? В первую очередь за надежность. Двигатель ВАЗ-2103 был по-настоящему не убиваемым и при этом достаточно легко ремонтировался. Отчасти это связано с тем, что 2103-ый был короткоходным агрегатом. Служил долго и почти не изнашивался. Агрегат не знал таких явлений, как «масложор» даже после значительного пробега. Масло в «Жигулях» менялось чаще всего строго по регламенту. Так же мотор потреблял всего 9 литров на 100 км пути. При этом заправлять «Жигули» можно было бензином АИ-93.