Каждый, хоть раз наблюдавший перемещение боевых танков эшелонами, обращал внимание, что они заезжают на железнодорожный вагон-платформу с развернутой на 180 град. башней. При этом ствол пушки направлен назад и зафиксирован обвязкой, чтобы исключить самопроизвольное развертывание башни. Но немногие знают, зачем танку разворачивают ствол в обратную сторону во время транспортировки.
Действительно, эшелонов с теми же Абрамсами сейчас хватает, за примерами далеко ходить не надо. И у всех у них башни развернуты назад. Некоторые считают, что положение пушки зависит от направления движения самого поезда. Однако это не так, потому что поезда могут менять свое направление, и при этом двигаться в нужную им сторону.
Так вот, как удалось выяснить, разворачивают башню в обратную сторону во время транспортировки для большей безопасности. Да, если мы посмотрим на тот же Абрамс в нормальном боевом положении, то у него ствол пушки направлен вперед. И мы можем видеть, что ствол достаточно прилично выступает за габариты самого танка.
Теперь переходим к погрузке танка на железнодорожный вагон-платформу. И с этого ракурса хорошо видно, что габариты танка по ширине больше ширины самого железнодорожного вагона-платформы. Наружные части гусениц практически висят в воздухе. Здесь на фото башня уже переведена в транспортировочное положение стволом назад.
И как вы наверняка уже догадались, танки, особенно тяжелые, периодически падают с платформ. Происходит это по разным причинам. Однако никаких серьезных последствий для самого танка такое вот падение с платформы не несет просто потому, что его башня и ствол пушки смотрят назад. Танк можно смело ставить на гусеницы и его боеспособность полностью сохраняется.
Связано это с тем, что при переводе башни в транспортировочное положение ствол пушки хорошо прилегает к кормовой части танка и надежно там фиксируется. Плюс ко всему, если мы посмотрим на Абрамс в транспортировочном положении сбоку, то можно будет увидеть, что ствол выступает куда меньше габаритов танка.
При опрокидывании и падении с платформы все это имеет решающее значение.
При этом если мы посмотрим на случайно выпавший танк, у которого ствол пушки смотрит прямо, то заметим, что именно он и страдает прежде всего во время падения, поскольку является наиболее выступающей и уязвимой частью. После такого удара ствола об асфальт приходится производить перестволовку танка, потому что ствол оказывается погнутым.
У танков Абрамс перестволовка – это очень сложная и дорогостоящая процедура. Ее производят с заменой башни и корзины целиком. И поэтому при проектировании Абрамс был рассчитан на падение с небольшой высоты без потери боеспособности, но при условии, что башня и орудие были переведены в транспортировочное положение.