В современных автомобилях привычный для водителей «ручник» постепенно сменяется клавишей электронного стояночного тормоза. Однако машин с механической конструкцией в быту более чем достаточно. При этом многие автовладельцы часто совершают ошибки при использовании «ручника», существенно сокращая срок его службы.
Конструкция механического тормоза состоит из тросов, тормозных механизмов колес и собственно ручки. Встречаются также и ножные «ручники», исполненные в виде педали. С помощью зубчатого фиксатора, интегрированного в рычаг стояночного тормоза, тросы натягиваются, обеспечивая прикус тормозных колодок. Чем сильнее натяжение, тем крепче зажимаются механизмы. Однако повредить систему достаточно просто.
Прежде всего, не стоит дергать «ручник» резким движением – тянуть ручку следует плавно. Можно при этом нажимать кнопку, предназначенную для снятия автомобиля с ручного тормоза. Таким образом вы продлите жизнь так называемому храповому механизму.
Кроме того, перед началом движения необходимо обращать внимание на то, опущен ли рычаг до упора. Бывает, что во время снятия с «ручника» водитель не доводит его до конца на едва заметные один-два щелчка, а это свидетельствует о том, что колеса частично заблокированы, что на езде практически не сказывается. Между тем, в подобных случаях разрушается не только сам стояночный тормоз, но и колодки, и тормозные диски.
Некоторые «шумахеры» не прочь воспользоваться «ручником» в попытках эффектно завертеться в поворот, показав соседу или новой любимой умение управлять машиной в управляемом заносе. Мало того, что в таких ситуациях существенно сокращается ресурс самого механизма, так еще и создается риск полной блокировки колес, а это может обернуться заносом, но уже неуправляемым и, как следствие, ДТП. Особенно, если автомобиль «выполняет» маневры на «гравийке» или влажном дорожном покрытии.
Кроме прочего, эксперты настоятельно не рекомендуют использовать стояночный тормоз в условиях резких перепадов температур, когда колодки имеют риск примерзнуть к дискам, спровоцировав заклинивание колес. Также нежелательно срывать «ручник» после долгой стоянки или в случае «закисания» механизма. Действовать нужно плавно, нелишней окажется и обработка специальной автохимией. В противном случае, угробить можно не только «ручник», но и другие элементы тормозной системы.
Наконец, ручной стояночный тормоз, как и любое другое техническое устройство, требует надлежащего обслуживания. Однако практически никто из автовладельцев не уделяет ему должного внимания. А зря, ведь смазку и подтяжку тросов никто не отменял. Иначе в один прекрасный момент «ручник» просто перестанет удерживать автомобиль в случае необходимости.