Каждый водитель сам определяет, стоит ли ему заниматься прогревом двигателя после холодного запуска. Опросы показывают, что порядка 70% автомобилистов прибегают к данной процедуре и считают её оправданной. Однако, многие отказываются от неё из-за длительного ожидания, особенно если ударили сильные морозы. В таком случае можно пользоваться простыми рекомендациями, позволяющими значительно ускорить прогрев двигателя.
Изменение температуры неизбежно сказывается на компонентах мотора. Зазоры между ними увеличиваются, поэтому возникает повышенная шумность при работе двигателя, кратковременно снижается мощность. На современных двигателях это не столь заметно, но даже сейчас после прогрева мотор работает заметно тише и ровнее. Кроме того, высокая температура масла обеспечивает полноценное смазывание всех элементов агрегата.
Скорость прогрева двигателя напрямую зависит от его конструктивных особенностей и изначальных показателей на термометре. После длительной стоянки при -20°C за бортом процесс может занять порядка 10 минут. За это время охлаждающая жидкость прогреется примерно до +25°C, чего уже достаточно для начала движения с комфортом. Из отопителя подует тёплый воздух, и водителю не придётся мёрзнуть в начале поездки.
Существует несколько простых решений для ускорения прогрева двигателя. Самое распространённое из них – включение режима рециркуляции воздуха в салоне автомобиля. Оно позволяет сохранять тепло внутри транспортного средства, благодаря чему охлаждающая жидкость не подвергается воздействию окружающего воздуха.
Недостатком вышеописанного решения является повышение влажности в салоне, из-за чего возникает запотевание стёкол. Однако, происходит это только при нахождении людей внутри автомобиля, поэтому можно выйти на несколько минут и подышать воздухом или стряхнуть снег с кузова. Замеры показывают, что включение режима рециркуляции позволяет ускорить прогрев двигателя примерно на 20%.
Для ускорения прогрева двигателя я включаю все имеющиеся подогревы, даже если их использование не требуется. Такой подход позволяет не только получить дополнительное тепло, но и немного увеличить нагрузку на генератор. После запуска двигателя сразу включаются подогревы зеркал, передних сидений и заднего стекла. Обороты ДВС немного вырастут, но это полезно для ускорения прогрева.
Замеры показывают, что в сильный мороз нецелесообразно включать отопитель сразу после запуска двигателя. Лучше подождать две-три минуты, пока охлаждающая жидкость станет теплее, и только после этого пользоваться печкой. Благодаря простому решению достигается оптимальный баланс между прогревами двигателя и салона. При этом, можно сразу установить отопитель на обдув стекла. Из дефлекторов постепенно будет идти всё более тёплый воздух, что обеспечит плавный нагрев поверхности и сведёт на ноль риск повреждения стекла из-за перепада температуры.